Выученная беспомощность "Матильды"

29 октября 2017, 08:27
Выученная беспомощность Матильды
Кадр из фильма
И лишь потом ты понимаешь, что стал в то утро несколько взрослее...

Это почти детское чувство. Ждешь, ждешь Нового года: мечтаешь, каким он будет, загадываешь, что интересного произойдет. Взрослые все время о нем с тобой говорят, спрашивают, какие подарки ты хочешь получить, намекают на что-то… Потом 31 декабря тебе дают два мандарина и фужер газировки и отправляют спать в 11 вечера. Утром же ты находишь под елкой не радиоуправляемый автомобиль и щенка Колли, а хоккейную клюшку из спортивного магазина по соседству и подарочный набор, который мама принесла с работы. Ощущения своеобразные. Даже и не знаешь, что сказать и что делать. И лишь потом ты понимаешь, что стал в то утро несколько взрослее.

Обманутые ожидания – вот главное чувство, которое я увидел на лицах зрителей Дома кино, пришедших посмотреть фильм Алексея Учителя "Матильда" в первый день его показа. Полгода постоянного информационного шума, депутат Наталья Поклонская, положившая себя на алтарь борьбы с историей любовных похождений наследника императорской фамилии, письма с угрозами и подожжённые автомобили, 40000 одних курьеров, 4 десятка обращений в генеральную прокуратуру, заявление, что Россия погибнет, если Матильда выйдет на экран. И что? Ради чего все это было? Ради этой ходульной мелодрамы, захлебывающейся в клюквенном соке? Этой "Вампуки, невесты африканской"?

В кино в первый день показа пришли большим числом дисциплинированные пенсионеры, не привыкшие ждать, когда кто-нибудь украдет и выложит в сеть интересующий их фильм и заплатившие свои кровные 250 рублей, за право быть причастными к истории, как им кажется, важной для всей страны. И они были в недоумении.

Я не хочу пересказывать сюжет, давать оценки работе актеров и тем более говорить про историческую достоверность. Думаю, что каждый может прийти в кинотеатр и сделать собственные выводы. Мне кажется, что самым важным во всей этой истории является несоответствие масштаба события той шумихе, которая вокруг него образовалась.

Выученная беспомощность

Религиозное исступление, в котором некоторые товарищи даже были готовы пожертвовать собственными автомобилями, совершенно неприложимо к "Матильде". После ее просмотра становится предельно понятно, что Николай II – фигура в контексте этого фильма совершенно условная. Его можно было бы заменить на любого другого венценосного отпрыска любой другой царствующей фамилии в Европе практически любого периода ее существования. С точки зрения истории, которая рассказывается, имена и фактические обстоятельства не более чем антураж, бутафория, произвольно используемая в сюжете женского романа. На любом книжном развале можно найти в избытке подобных "матильд" в мягкой обложке и предаться критике событий там изложенных хоть до колик.

После просмотра фильма становится очевидно, что "Матильда" не стоила тех копий, которые были вокруг нее сломаны. Как ни горько это констатировать с оглядкой на творческую биографию Алексея Учителя, в художественном смысле эта его работа – образец бессилия постановщика и бесплодности приложенных усилий. Но это не беда – каждый режиссер имеет право на ошибку. История знает много примеров, когда после сокрушительной неудачи авторы выходили на новые высоты в новых работах. Это вопрос профессионализма и желания работать.

Проблема в другом. Матильда стала еще одним поводом для разочарования зрителей в российском кино и шире – в российском общественно-культурном пространстве. Когда раз за разом людям вместо содержательного разговора предъявляют что-то непонятное, неизвестно зачем и кем инспирированное, но оглушительно громкое и до рези в глазах блестящее, они перестают верить в то, что вообще способны в чем-то разобраться. Люди приходят к мысли, что весь шум – это не более чем рекламная обманка, работающая исключительно на карман определенных людей, дурящих их год за годом. Люди разочаровываются и перестают интересоваться кино, культурной жизнью, острыми дебатами, историческими изысканиями – всем, что составляет смысл жизни современного общества.

Говорят, что российский зритель не ходит в кино, потому что его слишком часто обманывали, приглашая на одно, а подсовывая вместо этого другое. Что ж, если это так, то "Матильда" - это еще один камень в огород российских киношников, пошедших на поводу у мотивов, далеких от творческих. Впрочем, не нужно отчаиваться. Кроме фильма Алексея Учителя в этом году вышли замечательные ленты Андрея Звягинцева, Кантемира Балагова, Бориса Хлебникова. Возможно, чтобы снять заклятье выученного бессилия, наложенное "Матильдой", имеет смысл посмотреть или пересмотреть "Нелюбовь", "Тесноту", "Аритмию". Чего всем и желаю.