Следствие ввели

Следствие ввели
В итоге нашей героине пришлось выкинуть четыре года своей жизни, чтобы доказать, к сожалению, очевидный факт: в определенных случаях система готова прикрывать свои "винтики" до последнего, даже если они давно и безнадежно проржавели

У нас, право слово, не Саратов, а какая-то Сказочная Тайга. Такие чудеса порой происходят, что и пером описать сложно. Например, сотрудники ГУ МВД по Саратовской области дают заведомо ложные показания следователю СУ СК, который их в этом уличает и... прощает. Видимо, по доброте душевной. А чиновники администрации тем временем за свой счет возят туда-сюда по областному центру торговые павильоны. И говорят, что таким образом от чистого сердца помогают владельцам этих ларьков. Предприниматели в шоке от такой "помощи", но едва ли что-то могут поделать. Ведь в сказке все живет по своим законам.

И это не конец

В мае 2014 года мы уже рассказывали о том, как индивидуальный предприниматель Елена Григорьевская на протяжении четырех лет пытается добиться возмещения ущерба от людей, которые произвели демонтаж ее торговых павильонов. В 2010 году наша героиня спокойно занималась продажей хлебобулочных изделий в Саратове на пересечении улиц Аптечная и Алексеевская, недалеко от остановки "1-я Дачная". Неожиданно к деятельности Елены Викторовны стали проявлять неподдельный интерес чиновники из администрации Кировского района, которые в ходе общегородской "войны с незаконной торговлей", объявленной в то время властями, решили стереть с лица Саратова ее маленький бизнес.

В итоге 28 и 30 июля 2010 года павильоны были демонтированы. На месте присутствовали высокопоставленные представители не только районной администрации, но и городской, которые руководили процессом. Предварительно сотрудники правоохранительных органов вынесли из ларьков весь товар, который складировали прямо на асфальте недалеко от места действия. На улице стояла страшная жара, и продукты испортились.

Интересно, что еще до того, как павильоны демонтировали, Елена Григорьевская получила на руки документ, подписанный начальником отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Саратовской области Виктором Черновым, в котором сообщалось, что без вступивших в законную силу решений судов демонтировать павильоны никому не позволено и подобные действия со стороны чиновников будут являться незаконными. "Учитывая, что Ваш торговый павильон в настоящее время не подвергнут принудительному изъятию, а также в целях недопущения фактов сноса торговых павильонов в отсутствии указанных выше оснований прокуратурой Кировского района г. Саратова главе администрации Кировского района объявлено предостережение", — отмечалось в официальной бумаге.

Однако сотрудникам администрации, похоже, было наплевать и на мнение облпрокуратуры, и на предостережение из этого ведомства. Когда происходил демонтаж павильонов, чиновники просто сказали Елене Викторовне, чтобы она выкинула документ, полученный в надзорном органе.

А потом были долгие годы "следствия". О том, почему это слово помещено здесь в кавычки, подробно можно прочесть в нашей публикации под заголовком "Совсем невиновники". Сначала старший следователь следственного отдела по Кировскому району города Саратова СУ СК РФ по Саратовской области Ирина Тасканова долго отказывалась возбуждать уголовное дело по факту незаконного демонтажа павильонов. В своих "отказных" она полностью переписывала решение арбитражного суда региона по аналогичному заявлению Елены Григорьевской, не обращая внимания на то, что этот документ был признан незаконным вышестоящей инстанцией.

И лишь в марте 2013 года, спустя три года с момента обращения к следователям, дело возбудили и Елена Григорьевская была признана потерпевшей. Однако вскоре оно было прекращено, поскольку г-жа Тасканова пришла к выводу, что у чиновников и сотрудников полиции не было прямого умысла на совершение преступления. Потом постановление о прекращении расследования уголовного дела было отменено. И уже другой старший следователь СО по Кировскому району — Александр Палаш — счел людей, которые без решения суда демонтировали ларьки, совсем ни в чем не виновными и прекратил расследование.

В итоге нашей героине пришлось выкинуть четыре года своей жизни, чтобы доказать, к сожалению, очевидный факт: в определенных случаях система готова прикрывать свои "винтики" до последнего, даже если они давно и безнадежно проржавели. Но и это был не конец истории. Районная прокуратура в апреле этого года вновь вернула дело в следственный отдел для производства дополнительного расследования. И очередное постановление следователя о прекращении уголовного дела, полное откровенного бреда и несуразиц, не заставило себя долго ждать...

Неустранимый бардак

Документ, который Елена Григорьевская получила 23 июня 2014 года, датирован 24 мая, и на нем стоит подпись того же Александра Палаша. Следователь сообщает: "В ходе проведения предварительного следствия было достоверно установлено, что демонтаж торговых павильонов, принадлежащих Григорьевской Е. В., действительно был организован представителями администрации Кировского района г. Саратова при поддержке сотрудников милиции УВД Кировского района г. Саратова..."

Итак, прошло чуть больше четырех лет, и следствию пришлось признать очевидный факт! Ура? Не тут-то было. Цитируемое предложение еще не окончено. "...однако в деле имеются неустранимые противоречия по факту того, при каких обстоятельствах был произведен демонтаж".

В чем же заключаются эти роковые противоречия? Оказывается, в голове следователя никак не могут состыковаться показания свидетелей. Сама пострадавшая, а также люди, которые присутствовали при демонтаже, говорят о том, что они видели своими глазами, и предоставляют документы, фото- и видеоматериалы, подтверждающие их слова. А вот чиновники администрации Кировского района рассказывают немного другое. Мол, Елена Григорьевская сама (!) попросила демонтировать ее павильоны, на что администрация любезно согласилась и организовала перевозку ларьков с места торговли на площадку для хранения. Прямо посреди рабочего дня. И, видимо, за свой счет, поскольку эвакуаторщики, вывозившие объекты торговли, в ходе предварительного следствия говорили, что получали деньги именно от чиновников. Интересно, "благое дело" представители районной власти оплачивали из личного кармана или из бюджета? Впрочем, это уже совсем другой вопрос.

Как вы думаете, кому больше поверит следователь — людям, имеющим документальные подтверждения своих слов, или чиновникам, рассказывающим очевидную сказку? Конечно же вторым! Иначе это был бы не Саратов. Итак, Александр Палаш в своем постановлении заявляет, что предварительное следствие относится критически к показаниям всех свидетелей, заявлявших о факте насильственного демонтажа павильонов сотрудниками администрации и УВД. Почему? Тут и объяснение есть: "...поскольку данные лица сами имеют непосредственное отношение к незаконной предпринимательской деятельности и их показания не могут быть объективными". Каким образом старший следователь Палаш устанавливал принадлежность людей к незаконной предпринимательской деятельности, остается загадкой. Может быть, он от нечего делать провел расследование в отношении каждого свидетеля, который давал показания, не выгодные чиновникам, а потом, объединив в себе судью и прокурора, вынес обвинительный приговор?

Зато показания сотрудников администрации Кировского района, в отношении которых Елена Григорьевская и написала свое заявление еще в 2010 году, сомнений у следователя не вызвали! И объяснение тому просто грандиозное: "Ввиду их незаинтересованности в результатах расследования уголовного дела". Серьезно! Люди, которых могут наказать за совершение уголовного преступления, по мнению следователя, не заинтересованы в том, чтобы себя обелить. Говорят правду и ничего кроме правды.

Но и это еще не все чудеса, описанные в постановлении старшего следователя. В ходе допросов сотрудники правоохранительных органов, которые в день демонтажа павильонов были вызваны на место действия чиновниками районной администрации, как один заявили, что никакие товары из ларьков не выносили. Они якобы лишь занимались охраной общественного порядка.

Надо полагать, прежде чем давать такие показания, стражи правопорядка расписались о том, что знают об уголовной ответственности за вранье. Тем не менее и арбитражный суд Саратовской области, и все как один опрошенные чиновники администрации Кировского района Саратова, да и сам следователь Палаш опровергают слова сотрудников правоохранительных органов. Факт того, что они выносили товар на улицу из павильонов установлен. Однако нет никакой информации о том, что стражи правопорядка как-то поплатились за введение следствия в заблуждение своими заведомо ложными показаниями.

"В данном случае собранные в ходе расследования доказательства позволяют судить о том, что должностные лица администрации Кировского района считали свои действия законными и не осознавали, что их действия выходят за рамки их полномочий, и не совершали таких действий", — в итоге приходит к выводу Палаш.

Видимо, этому старшему следователю больше нравится самому судить о чем-либо. Или кого-то. Может быть, поэтому он всячески старается найти основания для того, чтобы не передавать дело в суд? Ведь руководство администрации Кировского района заблаговременно было предупреждено прокуратурой Саратовской области о том, что сносить павильоны без решения суда — это противозаконно. Как в таком случае следователь приходит к выводу о том, что чиновники не осознавали, что творили?

Впрочем, вопросов в этом деле становится все больше и больше после каждой новой весточки из следственного отдела. И не видно конца и края тем чудесам, которые заготовили саратовские гудвины в погонах.

Мы продолжим следить за развитием событий.