Наследство Коссовича

19 августа 2014, 15:00
Наследство Коссовича
Министр сельского хозяйства Польши не так давно уже назвал запрет РФ на ввоз польских фруктов и овощей "политическими репрессиями", да и во взаимоотношениях с Германией у нас сейчас тоже не все просто. Думаю, в сложившейся ситуации как санкции со стороны иностранных государств, так и ответные меры российских властей могут нанести сокрушительный удар по сталелитейному бизнес-проекту СГУ

Руководство Саратовского государственного университета имени Чернышевского выбрало весьма скользкую по нынешним временам дорожку. Дело в том, что вся наиболее значимая инновационная деятельность главного вуза региона так или иначе связана с иностранной техникой, аналогов которой в России не производят. Будь то сталелитейное производство или создание перевязочных материалов нового поколения, без заграничного оборудования масштабные проекты, в которые СГУ уже вложил более миллиарда бюджетных рублей, развиваться просто не смогут. Нетрудно представить, что может ожидать крупнейшие бизнес-детища бывшего ректора университета Леонида Коссовича в случае запрета на ввоз в страну чужеземных агрегатов.

Не так давно на официальном сайте СГУ появилось радостное сообщение о том, что Научно-технологический центр (НТЦ) университета, расположенный на базе арендуемых у коммерческого предприятия "Тантал" помещений, посетили специалисты авиастроительной компании ОАО "Роствертол". Целью визита ростовчан стало знакомство с техническими возможностями иностранного металлургического оборудования, которое было закуплено вузом по программе развития Национального исследовательского университета (НИУ) в 2011–2012 годах. Речь идет о технике для производства вакуумной термообработки — это печи, разработанные и изготовленные польской компанией Seco/Warwick Group, а также установка немецкой фирмы VTD Vakuumtechnik Dresden GmbH для нанесения износостойких покрытий в вакууме.

Мы уже рассказывали о том, с какими странностями (стоимостью в несколько миллионов рублей) создавался вузовский НТЦ, а также о том, как производились покупка иностранного оборудования и ремонт корпусов коммерческого предприятия за счет бюджета России. Что же касается возможных осложнений с поставками заграничной техники, то опасаться есть чего. Например, министр сельского хозяйства Польши не так давно уже назвал запрет РФ на ввоз польских фруктов и овощей "политическими репрессиями", да и во взаимоотношениях с Германией у нас сейчас тоже не все просто. Думаю, в сложившейся ситуации как санкции со стороны иностранных государств, так и ответные меры российских властей могут нанести сокрушительный удар по сталелитейному бизнес-проекту СГУ, который был запущен еще при прошлом ректоре вуза — Леониде Коссовиче, являющемся сейчас президентом университета.

Помимо этого наследства, доставшегося от Коссовича нынешнему руководителю СГУ Алексею Чумаченко, есть еще и так называемое медицинское направление, которое также развивалось в рамках программы НИУ. Это загубленный проект "Русмарко", о скоропостижной кончине которого мы сообщали в прошлом номере газеты. Столичная фирма, которая являлась малым инновационным предприятием университета, сначала была обанкрочена, а после ликвидирована, так и не возвратив саратовскому вузу более 12 миллионов долга. 

Иностранное оборудование для производства перевязочных материалов, которое закупалось в рамках этого проекта вузом, обошлось бюджету России более чем в 500 миллионов рублей. Сейчас оно хранится на территории завода "Рефлектор". Основной набор техники находится в помещениях одного из корпусов предприятия, а еще одна тематическая установка — в контейнере прямо на улице.

Чтобы уже окончательно завершить рассказ о почившем ООО "Русмарко", следует подробнее остановиться на содержимом этого самого контейнера. Там лежит установка для производства респираторов, закупленная СГУ через систему госзаказа еще летом 2012 года, но так и не оплаченная по сей день. Дело в том, что контракт на поставку этого оборудования стоимостью 38,8 миллиона рублей, получила столичная фирма ЗАО "Аметист", тогда как федеральные деньги, видимо, должны были достаться другой организации — малому инновационному предприятию "Русмарко", которое на тот момент еще не вошло в процедуру банкротства. Это ООО также заявилось на участие в торгах и в случае победы должно было поставить для своих нужд дорогостоящую установку, то есть фактически вуз приобретал бы технику через свою же фирму. Однако этого не случилось, "Русмарко" обанкротилось, а руководство госуниверситета неожиданно потеряло интерес к технике стоимостью почти 40 миллионов рублей. Мол, не такое оборудование им привезли, какое надо было.

Наше издание уже сообщало, что представители "Аметиста" доказали в арбитражном суде Саратовской области необходимость исполнения вузом своих обязательств по контракту. Была проведена экспертиза, подтвердившая, что столичные бизнесмены передали университету именно то, что он заказывал. Решением первой инстанции СГУ обязали выплатить московской фирме 38,8 миллиона за поставленное оборудование и неустойку в размере 1,4 миллиона рублей. Произошло это еще в ноябре 2013 года.

Не согласившись с таким решением, представители СГУ подали в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд жалобу, которая была принята в декабре прошлого года и рассматривается до сих пор. ЗАО "Аметист" даже пришлось обращаться в суд с заявлением об ускорении рассмотрения дела, поскольку столичные бизнесмены два года не могут получить деньги за поставленное оборудование, притом что доставку техники осуществили в срок, указанный в договоре с СГУ. Заявление об ускорении рассмотрения дела было удовлетворено, но и это сильно не помогло.

Определением суда от 14 марта 2014 года производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы по ходатайству СГУ. Провести исследование спорного оборудования должна была автономная некоммерческая организация "Союзэкспертиза" торгово-промышленной палаты России. В гарантийном письме организация ТПП России указывала стоимость работ — 135 тысяч рублей, а также срок их проведения — 10 дней.

Тем не менее прошло уже почти 5 месяцев, а исследование так и не выполнено. Представители "Союзэкспертизы" направляли в суд письма с просьбой о замене эксперта, объясняя это тем, что их сотрудник сильно загружен работой. Такие доводы были признаны необоснованными, и Двенадцатый арбитражный апелляционный суд принял решение взыскать с организации штраф в размере 10 тысяч рублей.

На сегодняшний день точка в этом деле так и не поставлена. Между тем размер неустойки, которую может затребовать "Аметист" с СГУ, надо полагать, день ото дня растет. Думаю, уже в ближайшее время можно будет дать итоговую оценку такому наследству Коссовича. И в финансовом, и в моральном плане.