Тяжела и неказиста жизнь рядовых обитателей Саратовской области. Жилищно-коммунальное хозяйство изрыгает потоки желчи сквозь рвущиеся трубы, "мафиози" от ЖКХ обмениваются рецептами приготовления товариществ собственников жилья из подвернувшихся под руку многоквартирных домов, а тепла и горячей воды в квартирах нет-нет да и нет. Тут еще нерушимая очередь в детские сады, дороги без покрытия и приватизированные туалеты. Куда идти, кому жаловаться?
Конечно, граждане начинают взывать к представителям власти — муниципальной, региональной, федеральной. Или ко всем вместе. Некоторые находят оптимальный вариант, чтобы поразить разом несколько целей, — общественный социально-информационный портал "Лица" (lizagubernii.ru). На этой площадке в формате "вопрос — ответ" жители области могут обратиться практически ко всем народным слугам и избранникам, начиная от глав муниципальных образований и заканчивая руководством страны.
Другое дело, что отвечают на такие обращения далеко не все, поскольку некоторые даже и не догадываются о существовании собственной странички на ресурсе, куда стекается вся боль простых людей. Тех представителей власти, которые действительно общаются на "Лицах" с народом, можно пересчитать по пальцам (лидируют в этом деле глава Саратова Олег Грищенко и депутат областной думы Леонид Писной).
К счастью, журналисты региональных и федеральных СМИ порой помогают донести жалобы жителей Саратовской области до адресатов. Но чаще всего это происходит, если речь идет о резонансном событии или когда сообщение не является анонимным. К сожалению, последнее требование не соблюдается практически в 80 процентах случаев. Порой даже кажется, что люди считают представителей власти эдакими экстрасенсами. Пишут, например: "У меня дыра в полу, нога проваливается, дом рушится! Примите меры!" А кто это жалуется, где этот аварийный дом — это чиновнику или депутату предлагают угадать, используя сверхспособности.
Хотя есть и более осмысленные анонимные сообщения. Как мы уже рассказывали, такие послания в основном оставляют работники бюджетной сферы, доведенные до отчаяния на работе, но боящиеся тем не менее эту самую работу потерять.
Например, не так давно к ректору одного из саратовских вузов обратился "женский коллектив преподавателей" подведомственного колледжа, рассказав страшное: якобы уже на протяжении нескольких лет туалет на втором этаже учебного заведения (с буковкой "Ж") закрыт для простых смертных.
"Им пользуется только один человек — это наш директор. Мы обращались неоднократно с просьбой открыть его нам, но ответ один — отрицательный. Туалет закрыт и по сей день, хотя там три отделения и горячая вода, которая так необходима нам зимой. В общих туалетах со студентами находиться невозможно и неудобно. От ледяной воды ломит руки. Наш директор ссылается на свое плохое состояние здоровья, что ей нужен отдельный туалет. Мы работаем в государственном учебном заведении, а не в ее личном кабинете. Войдите в наше положение!" — взывали к ректору анонимные преподаватели, которых, видимо, не смущает то, что у студентов тоже есть руки, которые может ломить от ледяной воды.
Впрочем, как пояснила корреспонденту директор колледжа, на самом деле никакого "коллектива преподавателей" не существует, а есть один уволенный сотрудник, который от обиды пишет анонимки во все инстанции. "У нас уже несколько проверок проходило, — отметила собеседница. — И по поводу окон в кабинетах, и по поводу туалетов... Все у нас в порядке".
На этой неделе несколько тревожных сообщений от бюджетников пришло из Питерского района Саратовской области. Писали педагоги и работники сельских домов культуры. Первые заявили, что их поставили перед фактом: "…на два последних месяца текущего года (ноябрь, декабрь) не хватает финансов". В связи с этим каждой школе района якобы озвучили свою недостающую сумму и предложили сократить заработную плату учителям. "Директора сократили стоимость балла по портфолио (минимум рублей на 20), внеурочную деятельность, ставки и т.д. Подскажите, пожалуйста, законно ли все это? Если да, то на каком основании? Следовательно, если нет, то как с этим бороться?" — вопрошали анонимы у министра образования области.
Заместитель главы администрации Питерского района по соцсфере Лидия Афанасьева отметила, что речь идет лишь об одной школе — МОУ СОШ села Питерка. "У нас сохранена базовая часть заработной платы, но изменились баллы по стимулирующим выплатам. Они уменьшились, потому что в сентябре они были завышены. В целях недопущения перерасхода плановых показателей по фонду оплаты труда директор школы имеет право скорректировать стимулирующую часть", — рассказала Лидия Анатольевна и добавила, что финансовые показатели в питерских школах превышают областные — средняя заработная плата учителей, по ее словам, в октябре этого года составила 26 тысяч рублей.
А вот сотрудник сельского дома культуры из того же района, не пожелавший назвать свое имя, рассказал прокурору Саратовской области Владимиру Степанову, что в СДК "собираются провести очень интересное сокращение штата". Работник якобы должен сам написать заявление о переходе с полной ставки на 0,5 или уволиться. "Если я напишу такое заявление, то моя зарплата будет 2700 рублей", — сетует аноним. И снова официальные представители власти заявляют: ничего подобного, никаких сокращений не планировалось и не будет. Так что 3:0 в пользу знатоков. Анонимы проигрывают и остаются жить и работать со своими болями, до тех пор пока не решатся выйти из тени.