Идущие на смерть

22 марта 2015, 10:10
Идущие на смерть
"Более ста человек это сделали. Но прошло уже столько времени, а никто даже не позвонил, не то чтобы вызвать в отдел и опросить. Они что, хотят, чтобы мы себя облили бензином, залезли на гараж и кричали? Не дождутся этого!"

О подозрительной работе правоохранительных органов в Саратовской области мы уже писали неоднократно. Допросы с особым пристрастием, после которых человек готов признаться в чем угодно, возбуждение уголовных дел сомнительного рода, безосновательное прослушивание телефонных переговоров бизнесменов и тому подобное. Отдельно стоит выделить те многочисленные случаи, когда люди в погонах, напротив, бездействуют. Вроде бы очевидно, что преступление было совершено, есть документальные доказательства и есть потерпевшие, которые могут назвать вполне конкретные фамилии предполагаемых злодеев, но расследованию упорно не дается ход. Судя по всему, блокирование уголовных дел может приносить нечистым на руку полицейским даже больше денег, чем преследование невиновных по сфабрикованным материалам.

На прошлой неделе СМИ опубликовали информацию о возбуждении уголовного дела в отношении двух сотрудников отдела по борьбе с преступлениями в кредитно-финансовой сфере Управления экономической безопасности и противодействия коррупции полиции ГУ МВД России по Саратовской области. По версии следствия, подозреваемые требовали от жителя Саратова передать им два миллиона рублей за то, чтобы его дочь, обвиняемую в мошенничестве, отпустили из-под стражи.

К сожалению, такие случаи в нашем регионе не редкость. В свое время мы даже опубликовали таблицу с "коррупционными расценками", составленную на основе выявленных фактов взяточничества в Саратовской области. И "услуги", предлагаемые сотрудниками правоохранительных органов, в этом перечне встречались довольно часто. Например, выяснилось, что избежать уголовной ответственности руководителю компании, преступившему закон, стоит полтора миллиона рублей, а за отказ в возбуждении дела в отношении наркоторговцев в органах могут запросить всего каких-то 50 тысяч рублей.

При этом на другой стороне "баррикад" обычно остаются потерпевшие, жертвы преступлений, которые недоумевают: как же так, почему не возбуждаются уголовные дела? Они годами коллекционируют отписки из полиции, ждут результата расследования, но в какой-то момент понимают, что все без толку, и обращаются в СМИ.

Один из таких случаев — история с гаражно-строительным кооперативом № 28, расположенным в Заводском районе Саратова, из средств которого несколько лет назад было похищено более 2 миллионов рублей. Члены кооператива считают, что деньги в неизвестном направлении увел бывший председатель ГСК в период с 2009 по 2012 годы. Непонятно, почему у правоохранительных органов отсутствует заинтересованность к расследованию этого дела. Может быть, виновата пресловутая коррупция, а может, дело в обычной некомпетентности. Или же просто стражи правопорядка сильно загружены другими, более важными, с их точки зрения, делами...

О бедах членов гаражно-строительного кооператива № 28 мы писали на протяжении всего 2014 года. Неоднократно в редакцию нашего издания обращался председатель ревизионной комиссии ГСК Николай Филоненко. Сначала он рассказал о том, что правоохранительные органы никак не хотят возбуждать уголовное дело по факту крупного хищения средств. Проверка по заявлению фактически не проводилась, что было подтверждено ответами из прокуратуры.

Потом, после выхода публикации, дело все-таки возбудили. Расследованием занялись сотрудники УМВД по городу Саратову, но тут началась волокита, в конечном итоге полицейские якобы потеряли все документальные доказательства, представленные в органы членами ГСК. 

На этой неделе Николай Филоненко снова обратился в редакцию, сообщив, что дело было направлено для расследования в ОП № 2 (отдел полиции Заводского района). Николай Васильевич отметил, что члены ГСК подозревают чью-то заинтересованность в том, чтобы виновные не были установлены и наказаны.

"Уже третий год пошел, а результата никакого! — возмущается собеседник. — Более того, в ходе расследования у нас были изъяты бухгалтерские документы, которые, на наш взгляд, подтверждают вину бывшего председателя ГСК-28. Эти документы обошлись членам кооператива почти в 700 тысяч рублей, а теперь их вроде бы потеряли! Представляете? Похоже, нам придется подавать в суд на сотрудников полиции и взыскивать с них эти деньги. Настораживает и то, что ни одного члена ГСК до сих пор не признали потерпевшим по делу. То есть получается, что расследование идет по факту хищения 2 миллионов рублей, но нет ни подозреваемых, ни потерпевших. Мы больше месяца назад сами написали заявления в отдел полиции № 2, чтобы нас признали потерпевшими. Более ста человек это сделали. Но прошло уже столько времени, а никто даже не позвонил, не то чтобы вызвать в отдел и опросить. Они что, хотят, чтобы мы себя облили бензином, залезли на гараж и кричали? Не дождутся этого!"

Кроме того, Николай Филоненко рассказал, что беседовал по этому вопросу с представителем прокуратуры Заводского района, который прямо ему сказал: ваше дело было направлено в ОП № 2 на медленную смерть. Мол, оно там будет пылиться, пока его не спишут в архив.

"Я на днях побывал на приеме в областной прокуратуре и все это там озвучил, — подчеркнул Николай Васильевич. — Сказал, что сотрудники полиции сейчас могут что угодно творить, пользуясь бессилием прокуратуры. Ведь сколько было предписаний от надзорного органа по этому делу, но они все не выполняются. Я им так и сказал: вы утратили контроль над органами".

Сколько еще в Саратове таких уголовных дел, "идущих на смерть" в районные отделы полиции? Почему сотрудники правоохранительных органов порой так неохотно разбираются в очевидных вроде бы преступлениях? Неужели здесь действительно поставлены на поток коммерческие взаимоотношения с потенциальными подозреваемыми и их родственниками? К сожалению, последние события только подтверждают это страшное предположение.

Мы продолжим следить за развитием ситуации.