Конечная остановка

Конечная остановка
"Вы приходите в магазин и требуете товар, вам его дают. А вы обещаете заплатить, если когда-нибудь устроитесь на работу. Но так в жизни не бывает! Мы не можем терпеть три года. Да что там говорить — половина предприятий не проживет в таких условиях и три месяца"

Жизнь продолжается до тех пор, пока в организме идет обмен веществ. Как только кровь перестает циркулировать по артериям и венам, живое существо погибает. После этого можно много рассуждать о долгах умершего и сложной международной обстановке, но покойника этим уже не вернуть.

Месяц назад мы писали о том, что до лета в нашем регионе могут перестать ходить пригородные автобусы. Особенно те, которые обслуживают маршруты с низкой наполняемостью. Глава транспортного предприятия обратился в наше издание, пожелав остаться неизвестным. Он сообщил нам, что на счету его фирмы осталось несколько тысяч рублей.

Огромная сеть пригородного сообщения, по оценкам нашего эксперта, вполне может перестать существовать уже летом этого года. А все потому, что правительство области не хочет вовремя выплачивать транспортным компаниям компенсацию выпадающих доходов от применения тарифа. Если перевести с чиновничьего на русский, область заключает с перевозчиками договор, по которому принуждает их возить пассажиров по экономически невыгодным тарифам. Обязуясь регулярно восполнять убытки перевозчиков. Городские маршруты выживают и приносят прибыль, даже если не платить компенсации, потому что салоны автобусов в областном центре редко бывают пустыми. А вот как быть межпоселковым маршрутам, курсирующим от деревень до райцентра? Здесь редко в салоне собирается больше пяти человек, при этом трое из них — льготники. Тем временем автобусный парк необходимо ремонтировать, нужно регулярно платить зарплату водителям, диспетчерам и бухгалтерам — всем, без кого невозможна работа крупного транспортного предприятия. Ясно, что такое транспортное сообщение априори является убыточным: его содержание — прямая обязанность областной власти. Уже два года компенсации выплачиваются с большими перебоями, в основном по решению суда. А в текущем году с перевозчиками и вовсе не спешат заключать договор.

Тему о саратовских перевозчиках поддержали коллеги на федеральном уровне. "Росбалт" процитировал часть нашей публикации, отметив, что проблемы подобного рода имеются во Владимирской, Вологодской, Брянской и даже Московской областях. По мнению московских коллег, корень проблем кроется не столько в отсутствии денег у регионов, сколько в отсутствии четкого законодательного регулирования пассажирских перевозок. Оказывается, обязанность чиновников компенсировать перевозчикам доходы, которых они лишились в условиях государственного регулирования тарифов, нигде в федеральном законодательстве четко не прописана. Получить деньги по суду возможно, но системно делать это крайне неудобно.

После публикации в нашем издании, перевозчиков Саратовской области пригласили поучаствовать в постоянно действующем совещании под председательством зампреда правительства области Валерия Сараева. Здесь в раздаточных материалах нашему источнику удалось почерпнуть весьма занимательную информацию. Оказывается, на регулярных маршрутах губернии работает около 3100 автобусов. Протяженность маршрутной сети — более 39 тысяч километров, перевозки осуществляют 784 маршрута. В прошлом году эта армада автобусов перевезла 213 миллионов пассажиров, то есть каждый житель области пользовался услугами транспорта 85 раз. На 1 января 2015 года правительство региона задолжало перевозчикам 391,4 млн рублей, из них 223 млн — в 2014 году и 168,4 млн — в 2013-м.

В официальной бумаге с названием "Информация об организации транспортного обслуживания населения Саратовской области в 2015 году" есть очень важный абзац. Процитируем его полностью: "С целью сокращения долговой нагрузки на бюджет области в текущем году министерством транспорта и дорожного хозяйства области предлагается заключить с перевозчиками области соглашение, согласно которому погашение кредиторской задолженности по возмещению выпадающих доходов за оказанные услуги по транспортному обслуживанию населения в 2013–2014 годах будет производиться в течение 3 лет".

В другой бумаге — "Решение постоянно действующего совещания" — говорится прямым текстом: "Министерству транспорта и дорожного хозяйства области в целях сокращения издержек произвести оптимизацию нерентабельной маршрутной сети пригородного и межмуниципального автомобильного сообщения с наиболее низким пассажиропотоком с сокращением не менее чем на 10 процентов от действующей в 2014 году". Интересно, что в одном из документов говорится о том, что на погашение долгов перевозчикам из бюджета перечислено 40,9 млн рублей. Много это или мало? Достаточно разделить эту сумму на 3100 автобусов и на 12 месяцев года — получим целую тысячу рублей на одну транспортную единицу...

Наш собеседник, возглавляющий небольшое транспортное предприятие в области, уверен, что выжить в таких условиях не получится:

— Все дело в том, что мы свои условия договора выполняем. Мы не можем их не выполнять. Нас сразу оштрафуют надзорные органы. Мы обязаны регулярно возить пассажиров по заниженному тарифу, нести прямые убытки. А правительство прямым текстом говорит нам: потерпите еще три года, и мы заплатим. Сейчас с перевозчиками пытаются заключить соглашение, где обязательства чиновников прописаны весьма расплывчато, типа мы заплатим, если будут деньги в бюджете. Вы себе это представляете? Вы приходите в магазин и требуете товар, вам его дают. А вы обещаете заплатить, если когда-нибудь устроитесь на работу. Но так в жизни не бывает! Мы не можем терпеть три года. Да что там говорить — половина предприятий не проживет в таких условиях и три месяца. Десять процентов — это очень оптимистичный прогноз правительства, практически ни на чем не основанный. Умрет вся сеть, потому что рентабельной она быть не может по определению.