В России в очередной раз заговорили о поддержке социально значимого бизнеса, занимающегося реализацией продукции местных товаропроизводителей. Между тем некоторые предприниматели до сих пор не могут оправиться от "внимания" саратовских властей к их деятельности, проявленного еще в 2010 году. Тогда чиновники пошли войной на нестационарные торговые павильоны, стирая их с лица города. Порой без законных на то оснований. Теперь же компетентные органы заявляют, что не могут никого наказать за дела пятилетней давности. В том числе они ссылаются на то, что не в состоянии найти и опросить подавшегося в бега бывшего главу администрации Саратова Алексея Прокопенко. Зато информацию о передвижениях Алексея Львовича и наличии у него оружия следователи получали еще задолго до его исчезновения. Только вот с какой целью?
Мы уже неоднократно писали о том, как индивидуальный предприниматель Елена Григорьевская пытается добиться справедливости в деле о демонтаже и уничтожении своих торговых точек. До лета 2010 года в этих павильонах, расположенных в Кировском и Ленинском районах Саратова, продавались хлебобулочные изделия местных товаропроизводителей. Однако в один прекрасный день городские власти решили, что местные жители больше не нуждаются в подобного рода услугах, и ларьки были демонтированы.
На место выезжали представители мэрии и районных администраций, а также сотрудники правоохранительных органов. Демонтаж производился без решений судов и при наличии предупреждения из прокуратуры в адрес чиновников о недопустимости подобных действий. Тем не менее в Ленинском районе торговая точка Григорьевской Елены Викторовны была не просто вывезена, но и впоследствии уничтожена. Как теперь заявляют представители компетентных органов, все это сделали некие "неустановленные лица".
19 января 2015 года следственный отдел по Кировскому району СУ СК России по Саратовской области выдал Елене Григорьевской постановление о прекращении уголовного дела, возбужденного по ее заявлению. Констатируя, что арбитражным судом был установлен факт незаконных действий полицейских и чиновников в отношении торговых павильонов индивидуального предпринимателя, заместитель руководителя следственного отдела района Дмитрий Израйлев все же пришел к выводу об отсутствии "необходимой совокупности признаков преступления". Мол, интересы общества и государства не нарушены, а материальный ущерб Григорьевской не причинен. Это при том, что заявитель лишилась не только возможного получения дохода из-за демонтажа своего имущества, но и товара, который в день "наезда" чиновников находился в ларьке и фактически был уничтожен.
Господин Израйлев непреклонен: "Анализ собранных доказательств по уголовному делу позволяет сделать выводы о том, что достаточных доказательств, свидетельствующих об умысле на совершение преступления должностными лицами ...в ходе предварительного следствия добыто не было, а все меры для сбора доказательств исчерпаны".
Кстати, среди таких должностных лиц "без умысла" был указан заместитель главы администрации Кировского района Юрий Проценко, ныне продолжающий трудиться в той же должности и на том же месте, что и в 2010 году. В марте этого года Елена Григорьевская обратилась к главе администрации Саратова с просьбой рассмотреть вопрос об увольнении этого человека.
Григорьевская указывает, что действия Проценко по демонтажу ее павильонов были признаны незаконными вступившим в силу решением арбитражного суда, а с администрации Кировского района было взыскано 124 тысячи рублей в качестве компенсации за понесенные судебные расходы. Тем не менее Юрий Проценко от дел не отошел и, по мнению заявителя, может оказывать давление на неугодных ему предпринимателей в пользу ангажированных бизнесменов.
Елена Григорьевская пока еще не получила ответ на это заявление. Также на сегодняшний день не известно, последовала ли реакция на жалобу по поводу постановления о прекращении уголовного дела, которую индивидуальный предприниматель направила не только региональным, но и федеральным руководителям надзорных и следственных органов.
Еще более абсурдная ситуация сложилась с расследованием по факту демонтажа и уничтожения торгового павильона в Ленинском районе. В феврале текущего года заместитель руководителя следственного отдела по Волжскому району (именно туда в итоге почему-то были переданы материалы) Александр Мартынов подписал постановление о приостановлении уголовного дела.
В этом документе Мартынов признал, что демонтаж ларька Елены Григорьевской был произведен сотрудниками администрации Ленинского района, но тут же заявил: "В ходе проведенного дополнительного следствия установить лицо, совершившее незаконный демонтаж торгового павильона... не представляется возможным".
Чего же не смогли сделать следователи? Они не допросили бывшего главу администрации Саратова Алексея Прокопенко, который, похоже, является ключом ко всем уголовным делам в Саратове. Судите сами, в постановлении Мартынова все свидетели заявляют, что Прокопенко никогда и никому не давал поручения демонтировать ларьки без соответствующих решений судов, ну а сам следователь указывает на то, что вывозом павильона занимались представители районной администрации. Тем не менее компетентные органы начиная с 2013 года усиленно добывали информацию именно об Алексее Прокопенко — где проживает, каким имуществом владеет, сколько у него гладкоствольных ружей и газовых пистолетов, куда и на чем он ездит за пределы Саратовской области...
О проявлении такого любопытства со стороны следователей к бывшему сити-менеджеру Елена Григорьевская узнала, когда знакомилась с материалами уголовных дел, возбужденных по ее заявлениям. Из документов следует, что Алексея Львовича хотели проверить на причастность к совершению преступления в отношении имущества индивидуального предпринимателя. Осенью 2013 года полицейские неоднократно приходили к нему домой, чтобы допросить, но двери никто не открывал. Тогда стражи правопорядка зачем-то запросили информацию обо всех железнодорожных билетах, которые Прокопенко приобретал начиная с 2007 года. Оказалось, что он довольно часто ездил в Москву, а в последний раз (на момент составления документа) убыл в столицу 5 ноября 2013 года.
Обратный билет Алексей Львович взял на 23 ноября того же года, однако с тех пор, судя по всему, следователи так и не смогли допросить бывшего главу администрации. Почему — неизвестно. Ну а спустя год после этих событий Прокопенко и вовсе предпочел исчезнуть. Собственно, нахождением этого человека в федеральном розыске теперь, в частности, объясняют невозможность проведения дальнейшего расследования по заявлению Григорьевской.
Мы продолжим следить за развитием событий.