Помогите, убивают!

30 января 2015, 09:00
Помогите, убивают!
Так господам следователям, прокурорам, полицейским и иже с ними пора уже определиться, по каким правилам жить. По закону или по понятиям? У нас в армии в свое время давали выбор — уставщина или дедовщина

Правосудие должно быть жестоким.

Особенно с теми, кто в нем отказывает

Х/ф "Законопослушный гражданин", реж. Ф. Гэри Грей

К сожалению, время предновогодней раздачи всяких номинаций уже прошло. Ну, там, "Событие года" или "Провал года"... Да и черт с ним. Есть у меня одна номинация, которая называется "Самое грязное и изуверское издевательство над человеком". Побеждает в ней группа лиц, наделенная властными полномочиями. Это люди, которые во что бы то ни стало стремятся растоптать одну беззащитную женщину. Каждый раз, когда мне приходится разбираться в деталях этого дела, становится до одури тошно. Но молчать о происходящем никак нельзя. Напротив, нужно звонить во все колокола и надеяться на здравомыслие руководителей силовых структур Саратовской области.

Речь идет об истории, приключившейся в Саратове почти пять лет тому назад. Летом 2010 года городские власти обрушили свой гнев на нестационарные торговые объекты, или попросту ларьки. Схема была проста: чиновник приезжает на место действия с решением суда о сносе павильона. Затем эвакуатор увозит объект, собственники которого смотрят на происходящее и возмущаются. Это когда демонтаж производился по закону.

А еще бывало такое: приезжает отряд из представителей районной администрации под предводительством какого-нибудь начальника из городской мэрии. В присутствии этих должностных лиц сотрудники правоохранительных органов, вызванные "для охраны общественного порядка", выкидывают товар из торгового павильона, после чего ларек грузят на эвакуатор и увозят. Без соответствующего решения суда. Более того, с предупреждением из прокуратуры о недопустимости подобных действий. Как вы уже поняли, второй вариант — это когда демонтаж происходил НЕ по закону.

Именно с такой подозрительной активностью властей столкнулась индивидуальный предприниматель Елена Григорьевская. Дважды. Сначала в Кировском районе Саратова, где как раз непосредственное участие в демонтаже ее торговых объектов принимали стражи правопорядка. Потом в Ленинском районе, откуда павильон был вывезен на территорию производственной базы одного из городских МУПов, где впоследствии темной ночью его распилили на металлолом

Об этих двух случаях мы уже писали ранее. Писали о том, что Елена Викторовна занималась продажей безобидного хлеба, такого свежего, вкусного, непохожего на тот мумифицированный, что продается в сетевых магазинах. Она была частичкой малого бизнеса, который вместо анонсированной поддержки в Саратовской области то и дело получает коленом под дых. В 2010 году такой удар пришелся по хлебным ларькам Елены.

Сначала индивидуальному предпринимателю предстояло добиться возбуждения уголовных дел. Неимоверными усилиями она это сделала. А потом пошли долгие годы столкновений с бюрократической машиной.

Ошибка системы

На смену совершенно нелепым постановлениям об отказе в возбуждении уголовного дела пришли материалы о прекращении уголовного преследования. Речь в этих документах постоянно велась о неких "неустановленных" сотрудниках администрации, тогда как все фамилии были известны изначально. Более того, эти фамилии прозвучали в решениях арбитражных судов, признавших факт незаконного изъятия торговых павильонов у Елены Григорьевской чиновниками и полицейскими.

Тем не менее, следственные отделы по Кировскому и Ленинскому районам СУ СК России по Саратовской области рождали все новые изощренные отписки. В первом случае, например, старший следователь Александр Палаш строил свои выводы об отсутствии имущественного и морального вреда у потерпевшей Григорьевской на основании показаний чиновников, которые, по заявлению индивидуального предпринимателя, этот вред ей и причинили! И это, к сожалению, далеко не единственный шедевр из Кировского районного отдела.

В ходе расследования по факту демонтажа торгового павильона в Ленинском районе происходило не меньше чудес. Там и вовсе из материалов дела пропал один из ключевых документов — объяснение бывшего начальника торгового отдела администрации, подтверждающее, что перемещение ларька действительно осуществляли чиновники. Практически чистосердечное признание.

Если бы не пристальное внимание Елены Викторовны к тому, что творят следователи по этому делу, то документ попросту бы "исчез". Она обнаружила пропажу в тот момент, когда в очередной раз знакомилась с материалами. Позже руководитель Следственного управления СК России по Саратовской области Николай Никитин в ответ на соответствующую жалобу Григорьевской признал этот факт.

"Отсутствие... объяснятся тем, что следователь Зайцев В.М. при формировании указанного уголовного дела, перед направлением его заместителю прокурора Ленинского района г. Саратова для определения подследственности, ошибочно не приобщил данное объяснение к материалам уголовного дела. За допущенные нарушения следователь Зайцев В.М. привлечен к материальной ответственности..." — сообщил Николай Владимирович.

Премии, наверное, этого следователя Зайцева В.М. лишили. Это все замечательно. Человек "ошибочно" не приобщил документ. Но позвольте, ведь это же материалы уголовного дела! Не школьный дневник, из которого "случайно" выпала страничка с плохой отметкой, не отчет об очередном собрании мертвых душ какого-нибудь ТСЖ. Нет. Это чертово уголовное дело! Материалы тут предваряет опись документов, каждый лист бумаги пронумерован и прошит. Что это за ошибка должна была произойти в голове следователя, чтобы из дела выпали важные объяснения чиновника? Как могли не заметить пропажу в прокуратуре, куда, если верить г-ну Никитину, направлялись материалы для определения подследственности? У нас что, компетентные органы теперь пропагандируют правило "Спасение потерпевшего - дело рук самого потерпевшего"?

Справедливость по понятиям

Итак, в середине 2014 года расследование по уголовным делам было прекращено, а уже в ноябре того же года Елене Григорьевской удалось попасть на личный прием к руководителю СУ СК РФ региона Николаю Никитину и прокурору области Владимиру Степанову. Рассказав этим людям обо всех фактах вопиющего отношения районных следователей к выполнению своих должностных обязанностей, Елена Викторовна добилась-таки возобновления расследования.

Вроде бы все складывалось удачно. Высокопоставленные начальники обещали впредь не допустить никаких ошибок. Более того, Николай Никитин заверил потерпевшую, что уголовное дело, по которому работали следователи Ленинского района, будет передано на городской уровень, где расследование поручат группе суперпрофессионалов. Что же в итоге?

23 января текущего года индивидуальный предприниматель узнала о том, кто входит в состав той самой группы — уже известные нам Зайцев В.М. ("ошибка системы") и Александр Палаш, который до того проводил расследование по аналогичному делу в Кировском районе и отметился неподражаемыми отказными постановлениями.

Кроме того, Елена Григорьевская узнала о том, что эта группа переквалифицировала обвинение по уголовному делу со статьи "Злоупотребление должностными полномочиями" на статью "Кража". "Я считаю, что это действие незаконно и имеет направленность на сокрытие преступного деяния должностных лиц администрации Ленинского района со стороны следствия", — отмечает Елена Викторовна.

Что же касается Кировского района, то здесь все еще интереснее. На руках у потерпевшей уже имеется очередное постановление о прекращении уголовного дела. Причем на сей раз материалы рассматривал не рядовой сотрудник, а целый заместитель руководителя СО района Дмитрий Израйлев. Он констатировал, что существует вступившее в законную силу решение суда, которым действия администрации и полиции в отношении павильонов Григорьевской признаны незаконными. Однако это, по мнению замначальника отдела, видимо, ничего не значит, ведь есть еще показания самих чиновников, которые "согласуются между собой".

В чем же согласуются эти показания? Да в том, что изначально сотрудники администрации Кировского района и города Саратова заявляли о полной непричастности к демонтажу ларьков в тот злополучный день. Мол, они просто прогуливались там совершенно случайно. Такое совпадение. Когда нашлись свидетели обратного, показания изменились — теперь уже Григорьевская незаконно занимала земельные участки, а чиновники не могли на это закрывать глаза, вот и организовали вылазку. Потом появилось решение суда в пользу индивидуального предпринимателя — и на тебе, новая версия событий: Елена Викторовна якобы... сама попросила представителей администрации увезти ее павильоны куда подальше! И они за свой счет это от доброты душевной сделали.

Итог: "Несмотря на то, что должностными лицами администрации Кировского района, администрации города Саратова, УВД по г. Саратову был нарушен порядок действующего законодательства при демонтаже торговых павильонов Григорьевской Е.В., признаков состава уголовно-наказуемого деяния в их действиях не содержится. Преступлением может быть признано лишь деяние, обладающее высокой, характерной для уголовного закона степенью общественной опасности. В случае лишь формального совпадения признаков совершенного деяния с признаками, описанными в законе, при отсутствии возможности причинения охраняемым общественным отношениям существенного вреда деяние не должно рассматриваться в качестве преступления за отсутствием одного из его признаков — общественной опасности. Деяние в подобных случаях имеет лишь незначительную степень общественной опасности, которая не доходит до уровня, характерного для преступлений..." — говорится в отказном постановлении г-на Израйлева.

Так господам следователям, прокурорам, полицейским и иже с ними пора уже определиться, по каким правилам жить. По закону или по понятиям? У нас в армии в свое время давали выбор — уставщина или дедовщина. Надо сказать, что и то и другое не сахар. Но никому даже в голову не приходило смешать одно с другим, то зацикливаясь на скорости подшивания воротничка, то организуя обряд перевода "слона" в "черпаки". Как-то придерживались одного курса, в общем. А тут, получается, одним — закон, а другим — "незначительная степень общественной опасности"?

Впрочем, главное сейчас — не допустить, чтобы жертва всего этого фарса была морально убита. А именно это преступление в отношении Елены Григорьевской, на мой взгляд, на протяжении многих лет пытаются совершить причастные к делу лица. Своими "согласующимися" показаниями, своими отказными материалами, своим пониманием того, кто заслуживает правосудия в Саратовской области, а кто может обойтись и без этого блага.

Хотелось бы попросить руководителя СУ СК региона Николая Никитина и прокурора области Владимира Степанова еще раз обратить свое внимание на это дело и довести его до логического финала.

Мы продолжим следить за развитием событий.