Почему индивидуальному предпринимателю из Саратовской области приходится записываться на прием к руководству Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета России? Почему местные правоохранительные органы и прочие силовые структуры в упор не видят или не хотят замечать преступления, творящиеся у них под носом? Может быть, все дело в том, что поддержка малого бизнеса по-саратовски — это лишь забавное сочетание слов и не более того?
Наше издание уже рассказывало о том, как на протяжении более четырех лет индивидуальный предприниматель Елена Григорьевская пытается отстоять свой малый бизнес в неравной схватке с саратовскими чиновниками. Речь шла о демонтаже торговых павильонов в областном центре на пересечении улиц Аптечной и Алексеевской, недалеко от остановки "1-я Дачная". Представители администрации Кировского района в 2010 году решили, что этих ларьков здесь быть не должно. И они были демонтированы, несмотря на то, что областная прокуратура тогда высказалась категорически против таких действий.
С тех пор долгие годы Елена Викторовна пыталась добиться признания действий чиновников и полицейских, помогавших им ликвидировать ларьки, незаконными. С этими доводами согласился даже суд, однако работники следственного отдела по Кировскому району города Саратова СУ СК РФ по Саратовской области были непреклонны. "В данном случае собранные в ходе расследования доказательства позволяют судить о том, что должностные лица администрации Кировского района считали свои действия законными и не осознавали, что их действия выходят за рамки их полномочий, и не совершали таких действий" — таков был вердикт далеко не первого, но, похоже, последнего постановления о прекращении расследования этого уголовного дела, вынесенного следственным отделом. Недавно стало известно, что у прокуратуры, похоже, нет претензий к такого рода сомнительному документу.
Как оказалось, не менее трагичная судьба постигла собственность Елены Григорьевской в другом районе Саратова. В 2010 году, когда городские власти устроили "крестовый поход" на владельцев торговых павильонов, представители администрации Ленинского района демонтировали ларек индивидуального предпринимателя, располагавшийся на улице Лебедева-Кумача возле дома № 70. Имущество Елены Викторовны было помещено на территорию производственной базы МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектация" ("Саргоркапстройкомплект") по адресу: 5-й Соколовогорский проезд. Стоит отметить, что эта организация также находится в подчинении у городских властей. А оттуда павильон, в который владелица вложила почти 300 тысяч рублей, исчез. Просто пропал. И виновных в этом, похоже, также нет.
Кладбище ларьков
То, что демонтаж имущества предпринимателя в Ленинском районе производился именно сотрудниками райадминистрации, было установлено в ходе проведения проверки работниками отдела полиции № 7 УМВД России по городу Саратову. Место, куда был перевезен ларек, стражи правопорядка также обнаружили и даже опечатали собственность Елены Григорьевской, оставленную на базе МУП, заявив, что это — вещественное доказательство. Позже, по словам Елены Викторовны, этот вещдок попросту был уничтожен.
"Они брали и ночами распиливали эти ларьки на металлолом, — отметила индивидуальный предприниматель в беседе с корреспондентом. — Там было много павильонов, свезенных на эту площадку со всего города, и все они якобы куда-то пропали".
Что в действительности произошло с ларьками — уже на протяжении нескольких лет никак не могут установить правоохранительные органы. Или не хотят этого делать. Елена Григорьевская считает, что полицейским дана команда от вышестоящего руководства не трогать чиновников. Как бы то ни было, но активность правоохранителей, а точнее отсутствие таковой в этом деле, указывает на то, что подобное поручение от высокопоставленных людей в погонах вполне могло иметь место.
Об этом же говорят и многочисленные представления прокуратуры в адрес руководства УМВД города по фактам выявленных нарушений требований действующего законодательства при проведении расследования уголовного дела. Радует хотя бы то, что это дело вообще сподобились возбудить, хотя почему-то расследованием в настоящее время занимаются сотрудники ОП № 3 (Кировский район).
В ноябре 2013 года даже была проведена очная ставка между двумя бывшими руководителями МУП "Саргоркапстройкомплект" — Клочковым и Словесновым, в результате которой стало известно, что вплоть до мая 2012 года на территории базы муниципального предприятия находились 268 торговых павильонов. Каким образом и по чьему распоряжению там оказалась такая уйма ларьков — никто из экс-директоров пояснить не смог.
Клочков заявлял о том, что, уходя 23 мая 2012 года с должности директора МУП, оставил на территории базы торговые павильоны, доставшиеся ему "по наследству" от предыдущего руководителя. В свою очередь Словеснов, пришедший на смену Клочкову в это муниципальное предприятие, сначала отметил, что ничего о торговых павильонах не знает, а после и вовсе решил воспользоваться статьей 51 Конституции Российской Федерации, позволяющей не свидетельствовать против себя и своих родственников. Из этого следователь, проводивший очную ставку, даже предположил, что ларьки могли исчезнуть в ночь с 23 на 24 мая 2012 года. Правда, оба бывших директора не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть такую версию. Наверное, единственное дельное, что удалось узнать в ходе этой очной ставки, так это то, что Клочков во время работы в МУП непосредственно подчинялся нынешнему главе администрации Саратова Александру Буренину. Уж не с этим ли сейчас связаны проблемы в расследовании уголовного дела?
Интересно, что с момента демонтажа павильона Елены Григорьевской и по настоящее время руководители МУП "Саргоркапстройкомплект" сменялись как минимум шесть раз. С 2011 по 2013 годы такая смена директоров производилась с нарушениями, а именно — без передачи дел от старого начальника новому. Это упущение было установлено в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия, проведенной контрольно-счетной палатой города (КСП).
"В нарушение требований Инструкции о порядке приема и передачи муниципального имущества, бухгалтерской документации и архивных дел при смене руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений... не проводилась полная инвентаризация имущества и финансовых обязательств..." — отмечают в своем отчете о проведенной проверке МУП сотрудники КСП. Может показаться, что и частая смена директоров, и отсутствие инвентаризации имущества были не случайными. Теперь, по прошествии четырех лет с момента демонтажа павильонов, установить истину в этом деле стало очень сложно. Однако сделать это все-таки возможно — при определенном желании со стороны правоохранительных органов. Вот с этим желанием как раз все очень туго.
Крематорий для бизнеса
"Я не могу получить у руководства ГУ МВД по Саратовской области какую-либо вразумительную информацию о ходе расследования, она всячески скрывается и умалчивается, — говорится в заявлении Елены Григорьевской, направленном Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке,по поводу демонтажа павильона в Ленинском районе Саратова. — Более того, после обращения на личном приеме к начальнику ГУ МВД по Саратовской области Сергею Аренину на мои конкретно поставленные вопросы им дан ответ, из которого понятно, что никакого должного контроля за расследованием уголовного дела не ведется. По сути моего заявления речь идет не о краже, а о преступном деянии должностных лиц, квалификацию которому должны были дать органы следствия. Считаю, что представители администрации Саратова, давшие указание изъять чужое имущество в отсутствии законных на то оснований, а позже вместе с руководством базы МУП "Саргоркапстройкомплект" не обеспечившие сохранность этого имущества, совершили преступление. Представители органов власти явно вышли за пределы своих должностных полномочий. Однако уже 4 года органы следствия не могут дать должную оценку данным преступным деяниям, хотя проведены все необходимые мероприятия и получены доказательства, позволяющие установить виновных".
Елена Викторовна в своем заявлении указывает на факты, свидетельствующие не только о том, что сотрудники полиции весьма странно подходят к расследованию этого уголовного дела. Она также вспоминает о непосредственном участии стражей правопорядка в аналогичном изъятии торговых павильонов уже в Кировском районе Саратова. Тогда люди в погонах по указанию чиновников выносили товар из ларьков для последующего демонтажа конструкции.
"По этому случаю есть решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, где действия полицейских признаются незаконными и с УВД по городу Саратову в мою пользу взыскана 41 тысяча рублей. Но господин Аренин С.П. упорно продолжает снабжать меня отписками о якобы невиновности своих сотрудников, — подчеркивает Елена Григорьевская. — И мои случаи не единичны. Существует масса подобных эпизодов отъема и уничтожения имущества и разорения бизнеса, по которым также выносятся бесконечные незаконные отказные постановления (и это легко можно проверить). Многие просто устают бороться с отсутствием соблюдения законности на территории Саратовской области".
Аналогичные претензии у индивидуального предпринимателя накопились и к руководителю СУ СК региона Николаю Никитину. Те же затягивания расследований его подчиненными, совершенно необоснованные отказные материалы и прочее. Подробно о работе следственного отдела Кировского района по заявлению Елены Викторовны мы уже писали ранее. При анализе этой самой работы можно прийти к выводу о полнейшей профнепригодности следователей, которые тем не менее год от года, напротив, повышаются в звании.
Поскольку на "территории развития", то есть в Саратовской области, решить возникшую проблему не представляется возможным уже на протяжении более четырех лет, Елена Григорьевская и решила выходить на федеральный уровень, попросив Генеральную прокуратуру России разобраться в происходящем. Однако не все оказалось так просто. Ее заявление, цитированное выше, было спущено обратно в регион, где уже знакомые до боли начальники подготовили индивидуальному предпринимателю "воодушевляющие" ответы. Мол, расследования ведутся, а если какие-то из них и прекращены, то сделано это на вполне законных основаниях.
На этой неделе Елена Викторовна планирует попасть на прием к одному из заместителей Генерального прокурора России Юрия Чайки и лично к руководителю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Думаю, если это ей удастся и высокопоставленные федеральные деятели увидят хотя бы один-единственный документ, рожденный в недрах местных отделов полиции или СУ СК, то кадровых перестановок будет не избежать.
Что же касается малого бизнеса... У нас тут в регионе чиновники очень переживают по поводу того, что в эту сферу никого силком не затащишь. Уважаемые представители власти, а вы сами полезли бы в такой омут с головой, зная о полнейшей незащищенности со стороны силовых структур? Представьте на миг, что, допустим, к министру финансов региона приходят некие люди и говорят, что у него рабочий стол стоит не там, где им хочется. А потом хватают его (стол, конечно) и выносят на улицу, где прилюдно сжигают возле правительственной курилки. Слуга народа бежит в полицию и в следственный комитет, а ему там говорят (как в одном из ответов, пришедших на имя Елены Григорьевской из соответствующих органов): "У вас имеется излишняя претенциозность, граничащая с вымыслом. Ничего не было, никто не виноват. Успокойтесь и работайте дальше".
В такой ситуации впору не поддержку малого бизнеса планировать, а крематорий для него строить. Раз — и нет его. Чтобы никто долго не мучился.