Между третьей и четвертой

Между третьей и четвертой
Вроде бы все ясно: типичный заповедник, попавший во временную петлю. Но, оказывается, не только во временную, а еще и в пространственную

Часто приходится слышать: "Задворки Саратова — скукота кромешная, сплошь безликие кварталы да ущербные трущобы". Так ли это на самом деле? Прогулявшись по живописному и заповедному микрорайону НИИСХ Юго-Востока (см. статью "Прощание с зеленью" в прошлом номере), мы убедились, что в нашем городе, с его открытыми люками, скрипящими трамваями и покосившимися домами, есть интересные и заслуживающие внимания и бережного отношения места. И деградация, и упадок есть не только на окраинах, достаточно взглянуть на печально известную недостроенную высотку на Бахметьевской и Максима Горького, с которой уже неоднократно падали люди.

Петля времени и пространства

Оставим в покое более или менее прилизанные фасады центра и отправимся в Ленинский район. Скажем, на 3-ю Дачную. Казалось бы, окрестности площади имени Ленина — это такой базар-вокзал из девяностых, а отойди в сторону, например, вверх по улице Мира, и ты уже в совсем другой эпохе. Сталинки и хрущевки, которые возводили для рабочих завода СЭПО, тут хорошо дожили до наших дней, сохранив непередаваемую атмосферу не то горбачевской перестройки, не то брежневского застоя. Тут даже явно отжившие свое и ждущие расселения бараки конца 1930-х на улицах Одесской и Международной (первые жилые дома для заводских рабочих) не выглядят так убийственно, как некоторые новостройки, воткнутые вопреки градостроительным нормам и правилам где-нибудь в центре. А все потому, что и местные жители тут в основном народ устоявшийся, и освоение территории здесь велось грамотно и планомерно, с учетом рельефа, с вниманием к озеленению и прочим порядкам. Поэтому и прошлые эпохи тут не выветриваются, влияя на атмосферу и подсознание. Очутившись в глубине поселка на 3-й Дачной, то и дело рискуешь оказаться в шкуре персонажей фильма Владимира Хотиненко "Зеркало для героя". Если кто не помнит или не знает, это такой "День сурка" по-советски: два мужичка прогуливаются по окрестностям шахтерского городка в разгар перестройки, вовсю уже "наутилусы" поют "Гудбай, Америка", и тут на тебе — заходят за забор и оказываются в 1949 году! Так же и на 3-й Дачной, на улице Мира, которая проходит почти по всему микрорайону, аж до самого Молодежного проезда, то есть до трамвайной остановки с таким названием — все это один рабочий поселок, до которого почти не дотронулась современность.

Между третьей и четвертой

Вроде бы все ясно: типичный заповедник, попавший во временную петлю. Но, оказывается, не только во временную, а еще и в пространственную. Дело в том, что в этом поселке, который по традиции принято называть 3-й Дачной, существует островок... 4-й Дачной улицы! Во всяком случае, несколько домов с таким адресом сохранились здесь, неподалеку от коммерческого университета.

Изначально тут располагалась настоящая 4-я Дачная. "Вам никогда не казалось странным, что 4-я Дачная находится на расстоянии пяти остановок от 3-й и на расстоянии одной остановки от 5-й и 6-й? Вот и я думал, почему так?" — рассуждает блогер и краевед Денис Жабкин. Недавно эта тайна была раскрыта с помощью старых и новых карт.

А все началось с дома с адресом "Улица 4-я Дачная", который собираются расселять и сносить, про который прознал Денис. Эта улица пролегает далеко от одноименной остановки, а еще дома с этим адресом находятся по линии, противоречащей современной застройке местности. Именно здесь и располагалась изначально остановка "4-я Дачная". И было это еще в довоенное время — судя по документам, один из домов по улице-остановке был возведен в начале 1940-х годов. Если взглянуть на карту Саратова 1942 года, то все встает на свои места — на ней указано, что остановка "4-я Дачная" находилась рядом с улицей, на которой посреди пятиэтажных хрущевок и более поздних девятиэтажек существует целый анклав приземистых бараков с внутридворовыми сараями-холодильниками и прочим полусельским дворовым бытом. Есть еще несколько деревянных домов по улице 4-я Дачная с номерами 240, 268 и 273. Как предполагает Денис Жабкин, это переоборудованные под жилые дома дачи.

Жизнь в почтовом ящике

Нынешний микрорайон 4-й Дачной — это тоже своего рода заповедник, словно какой-нибудь закрытый городок. Небольшой 2-4-этажный массив в квадрате улиц Гвардейской, Бережной, Спартака и Попова — целый кладезь послевоенной сталинской архитектуры, мало тронутый временем и сохранивший аутентичную атмосферу.

Между третьей и четвертой

История здешних мест начинается со второй половины 1940-х, когда на пустырях началось строительство двух предприятий: завода приемно-усилительных ламп (ПУЛ) и завода электронного машиностроения (ОАО "Элмаш"). Поскольку предприятия работали на оборонную промышленность, они были секретными и имели кодовое название — первый назывался почтовым ящиком № 68, второй — № 447.

Рядом с заводами возводились и жилые кварталы. По информации начальника информационно-аналитического отдела НПЦ по историко-культурному наследию Саратовской области Вячеслава Давыдова, проект планировки и застройки рабочих поселков в Ленинском районе в 1947–1956 годы выполнил саратовский градостроитель Николай Усов (см. статью "Свидетель империи", № 8 (210) от 1 марта 2013 года) в соавторстве с архитекторами Леонидом Ячиным и Валентином Фудельманом. Поселок на 4-й Дачной остановке изначально назывался поселком Министерства промышленности средств связи СССР или поселком МПСС, поскольку заводы подчинялись этому ведомству, а микрорайон Молодежный по старому названию завода до сих пор в народе зовут 68-м поселком).

Здесь были выстроены аптека, детский сад, больница (ныне травмпункт 6-й горбольницы), магазины, столовая. Тут много зелени, открытых площадок, дворы уютно огорожены декоративными металлическими изгородями.

"Поселок являлся замкнутой, вполне самодостаточной градостроительной единицей, связанной только с материнским предприятием и мало связанной с городом, особенно с его культурными учреждениями (театрами, кино, цирком, библиотеками и т.д.). Для поселка был необходим культурно-развлекательный центр, учитывающий потребности как взрослого населения, так и детей. Этой задаче отвечало строительство крупного клубного здания, — рассказывает Денис Жабкин, — но границы поселка, зажатые двумя магистралями — трамвайными путями с автодорогой (Южная магистральная улица, ныне Гвардейская) — и железной дорогой, не позволяли разместить такой объект непосредственно в поселке. Клуб было решено построить за трамвайными путями, на северном склоне Лысой горы. Для этой цели был выбран типовой проект клуба со зрительным залом на 500-530 человек. Это бывший Дворец культуры "Мир".

Не потерять бы...

Между третьей и четвертой

Сегодня микрорайон на 4-й Дачной продолжает жить своей жизнью, далекой от центральных саратовских событий. Практически все дома здесь (а это порядка полусотни зданий) являются выявленными объектами культурного наследия и нуждаются в дальнейшем сохранении как образцовый массив рабочего поселка середины прошлого века. Тут много старых табличек, вывесок и прочих артефактов, но состояние ряда объектов не самое лучшее — сказывается качество стройматериалов (вместо кирпича, к примеру, часто использовались шлакобетонные блоки), а также длительное отсутствие ремонта. Хотя здесь все равно уютно, как-то по-домашнему и по-европейски — как в Берлине, в его восточной части, где хорошо сохранились аналогичные анклавы сталинской архитектуры — своеобразного торжества советского социализма над германским нацизмом. Чем мы, страна-победитель, хуже?

Фото Дениса Жабкина и сайта oldsaratov.ru