Тупик взаимодействия

30 августа 2015, 10:04
Тупик взаимодействия
"Знайте, это для вашего блага постарались инициативные члены Общественной палаты. Пространство в центре ведь у нас не для людей, которых тут несколько тысяч проходит, а для того, чтобы свой автомобиль на целый день бросить у работы"

Год назад "Газета Наша Версия" уже рассказывала про, мягко говоря, дискуссионные предложения, исходящие от юного дарования Общественной палаты Саратовской области Евгения Лузановского (см. "Тупик", № 25 (275) от 11 июля 2014 года). Напомним, в июне прошлого года, перед отправкой в ряды Вооруженных сил, подопечный Александра Ландо в своем блоге выдвинул умопомрачительную, казалось бы, идею — превратить пешеходную зону в районе памятника Чернышевскому в парковку.

"Пешеходная зона напротив стадиона "Динамо", на наш взгляд, является очень широкой, а размер участка, который можно будет использовать для организации парковки, примерно равен 150 метрам (если взять на каждую машину около 2 метров, то выйдет, что на данной территории можно организовать парковку приблизительно для 75 транспортных средств)", — заявил Евгений Лузановский прошлым летом, предложив превратить в парковку "территорию от проспекта Кирова до здания Саратовского областного колледжа искусств и от стадиона "Динамо" до улицы Соборной". Еще в планах общественника было обустройство парковок за счет сужения чересчур широких, по его мнению, тротуаров на улице Волжской напротив Липок, на улице Соборной между проездом Котовского и улицей Волжской.

Не для каких-то лузеров...

У нас часто бывает: пошумят общественники на какую-либо острую (или не очень) тему, да и забудут. Но не в этот раз! Ведь реплика г-на Лузановского — это своего рода "внутренний голос" разного рода "випов", которые вслух ни за что не осмелились бы озвучить столь вызывающую антисоциальную инициативу. Конечно, та часть горожан, которые имеют частный автотранспорт, за такие меры только "за". Именно поэтому в данной ситуации необходимо учитывать и мнение "безлошадного" большинства, то есть, как любят говорить чиновники, вырабатывать "сбалансированное решение". И если прислушиваться лишь к одним автовладельцам, то можно наломать немало дров. К примеру, граждане, которые в силу статуса, не пользуются общественным транспортом, часто раздражаются, что, дескать, на машинах стало невозможно ездить из-за этих трамваев и троллейбусов. И, что самое неприятное, власть прислушивается к такого рода "экспертам", закрыв несколько лет назад трамвайное сообщение в центре города. По мнению городских властей, рельсовый транспорт якобы "создавал пробки" на улицах Кутякова, Радищева, Максима Горького и Большой Горной, что и стало причиной закрытия трамвая № 12 и сокращения маршрута № 11 до Мирного переулка. Не прислушались чиновники к мнениям экспертов-транспортников, согласно расчетам которых заторы создаются не общественным транспортом, а загруженностью города транспортом частным и отсутствием стратегии управления дорожным трафиком. А если прислушиваться к одним только автовладельцам, а не ко всем жителям города, то смело можно пускать в расход газоны на узких улицах центра Саратова вместе с деревьями и тротуарами, ибо все это мешает железным коням. Ну а пешеходам, согласно такой логике, нет места в городе — зачем интересоваться мнением каких-то лузеров, не имеющих машины?

В отличие, скажем, от предложений общественников по проблемам озеленения города, по ограничению высотности застройки в историческом центре или по созданию благоприятной и удобной среды для инвалидов и прочих маломобильных категорий граждан идеи Евгения Лузановского по борьбе со слишком широкими тротуарами не только живут, но и побеждают! Не успел наш герой стать дембелем, как на улице Волжской его идеи стали реальностью, а уже отслужив положенное, Евгений в своем блоге отрапортовал: "Активная позиция членов Общественной палаты Саратовской области и ее председателя Александра Соломоновича Ландо постоянно приносит свои плоды. Общественная палата стала площадкой, которая затрагивает те вопросы, которые власть не может, а иногда не хочет решать". "Перед уходом в армию я составил обращение в адрес Главы администрации МО "Город Саратов", в нем были высказаны предложения по улучшению дорожной ситуации вокруг парка "Липки", при помощи организации парковки за счет слишком широкой пешеходной части <...> По возвращении из армии увидел приятную вещь: большинство из моих предложений в настоящее время реализуется. И теперь водители транспортных средств без опаски могут припарковаться возле парка", — продолжает рапортовать Лузановский в посте, который он недвусмысленно назвал "Плоды взаимодействия".

Теснота

Водители транспортных средств, может быть, и могут без опаски "припарковаться возле парка", а вот пешеходам все чаще приходится в буквальном смысле протискиваться сквозь нагромождение припаркованных автомобилей даже в тех местах, где еще недавно были удобные тротуары.

"Вы заметили, что в центре города, в оживленных пешеходных местах, вдруг ходить стало тесно? С ребенком на коляске не протиснуться, а на инвалидной коляске даже выезжать не стоит. Все теперь заставлено автомобилями, а зимой, из-за того что приходится идти впритирку со зданиями, на голову обрушивается наледь и сосульки... Знайте, это для вашего блага постарались инициативные члены Общественной палаты. Пространство в центре ведь у нас не для людей, которых тут несколько тысяч проходит, а для того, чтобы свой автомобиль на целый день бросить у работы. Такие вот плоды взаимодействия",— комментирует ситуацию блогер Денис Жабкин.

Инициативу Лузановского активно приняли на вооружение городские чиновники и депутаты. В мае, когда на заседании комиссии гордумы по промышленности, связи и торговле обсуждался вопрос парковок, депутат Александр Дегтярев поделился своими наблюдениями о том, что в районе "Антея" на улице Волжской сужен тротуар. Председатель саратовского городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту Валерий Данилин пояснил, что это было сделано для организации парковочных карманов. Дегтярев, в свою очередь, отметил, что можно было расширить территорию, где проводились такие работы, "хотя бы до Комсомольской". В итоге пресловутые парковочные карманы появились на Волжской почти вплоть до площади Чернышевского, а еще и по периметру Липок — на и без того узких тротуарах Соборной и Радищева. Хорошо, что власти не прислушались к Лузановскому на 100 процентов и не превратили в стоянку пешеходную зону у памятника Николаю Гавриловичу. Хотя кто знает? Может, соответствующие планы уже есть, но мы о них узнаем, как обычно, постфактум. Ведь так можно не только проблему с парковками разрулить, но и традиционно используемое под разные митинги и пикеты место у оппозиции выбить. Любили же раньше разные бузотеры устраивать сборища у памятника Столыпину рядом с мэрией и облдумой, но их умело "пресекли" устройством цветника с петуньями.

Ходите пешком

Что же делать, если учитывать интересы большинства горожан? Многочисленные эксперты уже до мозолей на языках перечисляют необходимые меры: вместо тотального упора на развитие инфраструктуры для автомобилистов городскому руководству следует обратить внимание на развитие транспорта общественного, с дальнейшим прицелом на избавление городов от участи сплошной стоянки, заполоняющей все ниши урбанистического пространства. Для этого стоит устраивать перехватывающие многоуровневые паркинги, ограничивать парковки в центре города (с этой инициативой около года назад выступал замглавы администрации Дмитрий Федотов, но, в отличие от Евгения Лузановского, к нему не прислушались) и всячески мотивировать население больше ходить пешком, пользоваться велосипедами или упомянутым общественным транспортом. Но это в идеале, а в реальности городской электротранспорт у нас медленно, но верно загибается. Про проект скоростного трамвая, похоже, забыли, как, собственно, про паркинги, велотреки и прочие атрибуты удобного городского пространства. К слову, в советские годы вкупе с проспектом Кирова в пешеходную зону планировали превратить и улицу Волжскую с Октябрьской (вплоть до Набережной Космонавтов). Не стоит думать, что эта идея была без учета роста автомобилизации — уже в 1970-е годы советские градостроители и урбанисты, оглядываясь на западные мегаполисы, просчитывали этот момент.