Странные вещи происходят в одном из психоневрологических интернатов Саратовской области. В стенах учреждения уживаются две реальности, прямо противоречащие друг другу. Ощущение такое, словно смотришь какой-нибудь остросюжетный триллер. Но это вовсе не кино, а настоящая жизнь с ее рукотворными причудами и чиновничьими отписками, призванными совершить очередной неожиданный сюжетный поворот.
Не так давно мы рассказывали читателям о том, как организована работа с людьми, проживающими в Шиханском психоневрологическом интернате (ПНИ). В частности, речь шла о занятиях лечебной физкультурой (ЛФК), которые проводятся в комнате отдыха с диваном и телевизором. По сообщению инструктора ЛФК Марианны Волосковой, у нее фактически отсутствует рабочее место в этом учреждении, а занятия с подопечными приходится проводить за территорией интерната. Из-за этого, в частности, весной текущего года один из проживающих совершил побег. К счастью, обошлось без жертв — беглец вскоре вернулся. Но Марианну Святославовну попытались сделать крайней в этом деле.
Поскольку инструктор ЛФК продемонстрировала журналистам фото- и видео-доказательства, подтверждающие факт отсутствия в ПНИ условий для занятия лечебной физкультурой, а в самом интернате отказались от подробных комментариев, мы направили запрос информации в министерство социального развития региона. И вот, пришел ответ за подписью министра Ларисы Колязиной. Лариса Викторовна сообщает, что трудинспекция дважды проводила проверку в ПНИ по жалобе Марианны Волосковой, однако никаких нарушений там выявлено не было.
К слову, мы рассказывали о том, как проводились эти проверки. Ревизоры изучали бумаги, согласно которым в учреждении есть специально оборудованный зал для занятий лечебной физкультурой. Мол, в карте аттестации написано, что все есть, значит все есть. Но фактически никаких тренажеров в зале ЛФК, совмещенном с комнатой отдыха, нет, о чем свидетельствует отснятое Волосковой видео.
Отвечая на вопрос об оснащении спортивного зала, министр отмечает: "Кабинет имеет достаточное естественное и искусственное освещение, окна, оборудованные фрамугами, пол с ковровым покрытием". Вот, видимо, и все, что нужно для занятий? Забыли еще указать про телевизор и диван с тумбами, тогда бы уже был полный комплект.
Что же касается самого тренировочного оборудования, наименование и дату приобретения которого мы просили назвать, то в министерстве увильнули от прямого ответа. Там лишь подчеркнули, что "для получения лицензии учреждением были предоставлены исчерпывающие сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов), необходимых для выполнения заявленных требований".
Что это за аппараты и приборы? Вот, например, приказ Минздрава РФ от 20 августа 2001 года "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" утверждает примерный перечень оборудования залов ЛФК. Спортинвентарь в этом перечне представлен аж 24 позициями. Например, зеркальная и гимнастическая стенки, гантели и брусья. Из этого списка в Шиханском ПНИ, видимо, присутствует лишь тот самый ковер, да мячи. Стоит ли говорить о восьми позициях в разделе "тренажеры"? Если все это необходимое оборудование где-то и находится, то точно не в комнате отдыха, отведенной руководством интерната под занятия ЛФК.
Но ведь в министерстве утверждают, что все необходимое было закуплено в ПНИ еще до его открытия в 2013 году. Без этого местные деятели не смогли бы получить лицензию и работать на протяжении последних двух лет. Что удивительно, в системе госзаказа нам не удалось найти ни одного заказа от Шиханского психоневрологического интерната на поставку какого-либо оборудования. Неужели дорогостоящие приборы были приобретены в какой-то другой реальности, бюрократической, то есть, на бумаге? Тогда в какой реальности расходовались на эти покупки бюджетные средства? Может быть, они улетучились в неизвестном направлении через те самые фрамуги, которыми оборудованы окна зала ЛФК?
Еще один интересный момент — Лариса Колязина утверждает, что в интернате в настоящее время не проводится проверка силами отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Видимо, это в параллельной реальности сотрудники полиции опрашивают работников Шиханского ПНИ. Или просто речь идет уже не о проверке, а о возбужденном уголовном деле?
- Меня вызывали в отдел, опросили, - рассказывает Марианна Волоскова. - Я знаю, что в полицию вызывали и других сотрудников интерната. Стражи правопорядка искали у нас спортивное оборудование и вроде бы даже нашли два тренажера. Правда, они находились в другом здании, еще не введенном в эксплуатацию. Насколько мне известно, документы на это оборудование им предоставить не смогли. Сейчас я, по совету представителей трудинспекции, написала заявление в службу по надзору в сфере здравоохранения региона.
Мы продолжим следить за развитием событий.