Елена Григорьевская уже пять лет пытается добиться справедливости в Саратове. Отчаявшись, она поехала в Москву, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, на личный прием. Там ей сказали: ваше обращение мы, как и раньше, спустим в регион, оттуда вам пришлют очередную отписку, вот с ней потом к нам и приезжайте. И действительно спустили. Действительно отписались. Вот теперь заявительница думает: стоит ли тратить деньги на билеты до столицы или этот порочный круг разорвать невозможно?
Мы уже рассказывали читателям о целой череде абсурдных событий, связанных с ликвидацией торговых павильонов в Саратове, произошедшей в 2010 году. Напомним, тогда городские чиновники при поддержке стражей правопорядка демонтировали ларьки индивидуального предпринимателя Елены Григорьевской, занимавшейся продажей хлеба в Ленинском и Кировском районах.
Торговые объекты попросту стащили — без решений суда, при наличии предостережения прокуратуры о недопустимости подобных действий, в присутствии свидетелей. Позже какие-то павильоны вернули, а какие-то тихой ночью распилили на металлолом. Действующие лица этой трагикомедии уже давно установлены. Фамилии чиновников и полицейских, приложивших руку к демонтажу, прописаны в многочисленных постановлениях о прекращении уголовных дел, со скрипом возбужденных сотрудниками районных следственных отделов СУ СК России по Саратовской области. Есть даже решение Высшего арбитражного суда России, в котором действия должностных лиц признаны незаконными.
Но следователи как заколдованные продолжали сообщать о том, что не видят в деле "необходимой совокупности признаков преступления", а чиновники, по мнению силовиков, допускали нарушения без какого бы то ни было умысла. Наверное, по велению неких потусторонних сил они действовали, не осознавая, что творят?
Дошло уже до того, что в сомнительного рода постановлении о приостановлении уголовного дела по одному из эпизодов сотрудники СК сослались на невозможность… отыскать и опросить беглого экс-главу администрации Саратова Алексея Прокопенко. Об этом мы рассказывали в апреле 2015 года.
С тех пор мало что изменилось. Зато появилась крайне интересная информация для тех, кому приходится сталкиваться с работой силовых структур в Саратовской области. Почитайте, очень поучительно. И может серьезно сэкономить драгоценное время в борьбе за свои права.
Слово Никитина
Итак, в августе текущего года Елена Григорьевская попала на прием к начальнику СУ СК по Саратовской области Николаю Никитину. Она рассказала Николаю Владимировичу о затянувшемся расследовании по трем уголовным делам, возбужденным его подчиненными. Например, о том, что сотрудники райотдела установили в действиях полицейских и чиновников администрации Кировского района признаки нарушения закона, но какого именно закона и в чем выражено его нарушение — не указали. Свои претензии к проведенным следственным действиям индивидуальный предприниматель изложила на шести страницах формата А4.
— Первого сентября позвонили и сказали, что меня срочно вызывает к себе Никитин, — рассказала Елена Григорьевская. — Когда я пришла, то обнаружила у него на столе мое заявление, которое было все в оранжевых и желтых выделениях, сделанных маркером. Начальник управления сказал, что считает все мои доводы обоснованными, и спросил, почему я не взыскиваю с чиновников деньги через суд. Я ответила, что не могу этого сделать до тех пор, пока следователи не примут окончательное решение по уголовным делам и конкретно не пропишут там уже давно установленных представителей районных администраций в качестве нарушителей. Ведь суд этим не занимается, это должны сделать подчиненные Никитина.
После этого, по словам собеседницы, Николай Владимирович вызвал к себе руководителя следственного отдела по Кировскому району Сергея Калашникова и в присутствии Григорьевской дал ему указание возобновить уголовное дело, прописать в нем нарушителей пофамильно и сделать так, чтобы предприниматель могла взыскать деньги с чиновников через суд. На это было дано десять дней. Аналогичные указания были даны и по Ленинскому району.
— Одиннадцатого сентября я узнала о том, что Калашников ничего не стал предпринимать, — продолжила Елена Григорьевская. — Он заявил мне, что в отношении этого дела дополнительных указаний не получал. А какие еще нужны были указания? Неужели слово руководителя следственного управления области — это ничто? С тех пор мне больше не удалось попасть на прием к Никитину. Может быть, он и не знает, как подчиненные выполняют его указания? Одно теперь точно можно сказать: не стоит верить словам, сказанным в кабинетах. Нужно обязательно требовать бумагу с подписями и печатями.
"Что у вас там в Саратове творится?!"
Поняв, что на территории региона уже ничего добиться нельзя, Елена Григорьевская отправилась в Москву, на личный прием в Генеральную прокуратуру РФ. В своем заявлении на имя генпрокурора Юрия Чайки она рассказала про случай с указаниями Никитина. Среди прочего предприниматель отметила: "Считаю, что слаженные действия отдельных сотрудников СУ СК РФ по Саратовской области по ненадлежащему расследованию уголовных дел и намеренной волоките в целях их развала указывают на возможную коррупционную составляющую между сотрудниками следствия и должностными лицами, в отношении которых ведется расследование, а также на отсутствие ведомственного контроля со стороны органов надзора — прокуратуры Саратовской области".
— Прием в Москве проводила прокурор Галина Еранская, которая с ходу у меня спросила: "Что у вас там в Саратове творится?!" — отметила Григорьевская. — Она рассказала, что из нашей области поступает огромное количество заявлений от предпринимателей. Целый вал. А после этого честно призналась, что мое заявление снова будет спущено в прокуратуру области. После этого, по ее словам, мне дадут очередную отписку, одну из тех, с которыми я не согласна. Вот с этим документом мне нужно будет снова приехать в генпрокуратуру на прием.
Такая замечательная система работы с обращениями граждан, думаю, заслуживает отдельного внимания. Ведь кто-то может опустить руки после очередной отписки. А оказывается, бумагу нужно брать и везти в столицу. Правда, будет ли от такой магической процедуры толк — пока неизвестно.
Как и обещали Елене, в результате ее заявление было спущено в регион, а прокуратура области подготовила ответ всего на двух страничках. Мол, все хорошо, уголовные дела по факту незаконного демонтажа торговых павильонов были прекращены и приостановлены законно. Теперь предприниматель готовится к очередной поездке в Москву. Может быть, на этот раз не станут передавать ее обращение в те инстанции, на которые она жалуется?
— До этого я пять лет писала заявления через интернет-приемные на официальных сайтах силовых ведомств, — подчеркнула Григорьевская в беседе с корреспондентом нашего издания. — В общей сложности мною было направлено более 200 жалоб в Следственный комитет России и в генеральную прокуратуру. Ответов пришло штук 80. Все они о том, что обращение передано для рассмотрения в Саратовскую область, и о том, что оно находится на контроле.
Внимание Степанова
В настоящее время Елена Григорьевская не может попасть на личный прием не только к Николаю Никитину, но и к прокурору Саратовской области Владимиру Степанову. В ведомстве Владимира Николаевича считают, что если человек уже беседовал с руководителем по каким-то вопросам, то оснований записывать его на очередной прием нет.
— Я беседовала по этому поводу с сотрудником прокуратуры области Денисом Волошенко, — рассказала предприниматель. — В этот момент в кабинете находились другие люди, которые также пришли со своими обращениями. И вот я ему говорю: необходимо, чтобы была дана оценка тому, что арбитражный суд установил незаконные действия чиновников и полицейских, а следователи отказываются видеть эти нарушения. А он отвечает, мол, да что такое, это ваше решение арбитражного суда? Тут же к нему другая женщина обращается, рассказывает о своей проблеме, и он ей говорит: "Что вы от нас-то хотите? По этому делу уже есть решение арбитражного суда, а оно для нас является преюдициальным (установленным, которое не надо вновь доказывать — авт.)". Я все это слышу и говорю: "Денис Николаевич, как же так, вы только что доказывали, что решение арбитража — это ничто!" А он молчит.
Интересно, что попасть на прием к областному прокурору Елена Григорьевская пыталась после того, как 16 октября 2015 года Владимир Степанов принял участие в оперативном совещании по вопросам защиты прав предпринимателей в Дальневосточном, Приволжском, Сибирском и Уральском федеральных округах. Мероприятие проходило под председательством Юрия Чайки.
Вот что написали по итогам этого совещания на сайте надзорного органа региона: "Особое внимание в выступлениях уделялось проблеме несоблюдения сроков оплаты предпринимателям работ по госзаказам, неправомерному уголовному преследованию предпринимателей, нарушению муниципалитетами схем размещения нестационарных торговых объектов, невыделению бюджетных средств на программы поддержки предпринимательства региональными и муниципальными бюджетами".
Как раз внимания со стороны ведомства Степанова к нарушению схем размещения торговых павильонов Елена Григорьевская и добивается на протяжении последних пяти лет. Пока не очень успешно. И, видимо, оперативное совещание с генпрокурором едва ли помогло в решении этой проблемы.
— У меня уже сложилось впечатление, что Степанов с Никитиным — это такие зеркальные близнецы, — подчеркнула предприниматель. — Сидят в своих зданиях друг напротив друга. Один — Владимир Николаевич, другой — Николай Владимирович. А я все пытаюсь добиться, чтобы один другого проконтролировал… Действительно, остается одна только надежда. На то, что в Москве проведут проверку и не станут перенаправлять обращение в очередной раз в регион. В любом случае я сдаваться не собираюсь.