В многочисленных хитросплетениях номерных кварталОв в Саратове имеется еще одно загадочное явление: два поселка под названием Северный. Про длинную слободку, растянувшуюся от проспекта Строителей в Ленинском районе до Молочки в Кировском, мы уже рассказывали в статье "Гусельский заповедник". А второй Северный расположен в Заводском районе. Так называется довольно уютный (в отличие от кварталОв) и не потерявший изначальной идентичности массив сталинок на проспекте Энтузиастов между Крымской улицей и одноименным проездом. Посреди величественных и обильно декорированных зданий здесь располагается типичный для пролетарского района середины прошлого века не только аурой, но и названием сквер имени Калинина.
От Сенного до Крекинга
Северный поселок Заводского района сегодня редко упоминается в речи местных жителей, поскольку на протяжении ряда десятилетий он входит в более крупный массив, раскинувшийся по обе стороны от проспекта Энтузиастов и именуемый Радугой — до недавнего времени здесь было кафе "Радуга".
Северный в Заводском районе — один из рабочих поселков, которые в послевоенные годы возводились для рабочих шарикоподшипникового завода ГПЗ-3 (ныне СПЗ). Микрорайоны Северный и Южный, или Подстанция, как его называют в народе (см. "Вечная весна на Заречной улице") строились примерно в одно и то же время. С конца 1940-х годов здесь стали расти величественные трех-, четырех- и пятиэтажные "дворцы" советского неооклассицизма, которые дожили до наших дней в относительно благополучном состоянии. Часть из этих зданий даже включена в реестры выявленных объектов культурного наследия, что справедливо, поскольку оба микрорайона являют собой не просто набор интересных домов, но образцы целой архитектурно-пространственной традиции.
Решение о строительстве промышленного гиганта в Саратове принималось на самом верху: 2 июня 1935 года было издано соответствующее постановление ЦК ВКП(б) и советского правительства. Хоть предприятие было сдано в эксплуатацию только спустя шесть лет, к началу 1941 года Саратов стал вторым после Москвы городом в СССР, где появилось производство подшипников (два первых завода были в столице). В разгар индустриализации, Саратов для этих целей был выбран не случайно: подшипники остро требовались для близлежащих предприятий — Сталинградского тракторного, Ростовского, а также Саратовского завода комбайнов. Вскоре ГПЗ-3 и Саратовский завод комбайнов, переоборудованный под строительство авиационной техники, станут своеобразными конкурентами, что существенно скажется на дальнейшей судьбе всего Заводского района. Но об этом позже.
На момент принятия решения о строительстве в нашем городе подшипникового завода изначально его планировали разместить вовсе не на южной окраине Саратова, которая вскоре стала именоваться Сталинским (Заводским) районом. Так, в начале июля 1935 года в газете "Коммунист" появилась заметка, в которой говорилось: "От начальника строительства тов. Шаханина и управляющего трестом Заводстроя тов. Борисенко, 2 июля получившего телеграфное сообщение о том, что площадка для строительства завода шарикоподшипников правительством утверждена на Сенной площади (то есть завод планировалось разместить рядом с нынешним Сенным рынком — прим. авт.)".
В статье также отмечалось, что на место строительства начали подвозить материалы, а первые 50 рабочих (30 землекопов и 20 плотников) приступили к работам по ограждению стройплощадки со стороны Университетской улицы. Управление строительства дало задание саратовской архитектурной мастерской на планирование временного городка для рабочих строительства, который планировалось разместить "на площади между Первомайскими казармами и ж. д. полотном". Там должны были строиться двухэтажные фибролитовые стандартные дома "со всеми удобствами, с расчетом па 100-120 человек каждый". Планировалось, что уже в августе 1935 года на строительстве завода будет занято 750 человек, а в сентябре свыше двух тысяч, в том числе специалисты из Москвы и других городов. Но в распоряжении Заводстроя не было еще не только ни одной комнаты для приезжих специалистов, но и помещения для штаба стройки.
Вскоре Народный комиссариат тяжелой промышленности заморозил подготовку площадки на Сенной площади вкупе с переселением горожан, проживавших на месте проектируемой стройки. Произошло это в связи с тем, что в наркомате "после всестороннего ознакомления с вопросами транспорта и необходимого размещения большого количества рабочих" принято решение "остановиться на площадке между заводом комбайнов и крекинг-заводом", то есть на том месте, где сегодня и располагается завод, именуемый в народе "Шарик".
До 1936 года Заводстрой намеревался подвести к площадке железнодорожную ветку, автогужевую дорогу, разместить бетонный завод и мастерские. Кроме того, 22 августа 1935 года в газете "Коммунист" сообщалось, что созданная в Саратове два с половиной месяца назад архитектурно-планировочная мастерская приступает к разработке проекта "социалистического города на 50 тысяч жителей для рабочих строящегося завода "Шарикоподшипник". Попутно с этим мастерской закончен проект 4-этажного дома для инженерно-технических работников завода "Шарикоподшипник". Для этого же завода закончен проект временного поселка на 7 тысяч человек".
Концлагерь или город-сад?
В целом ряде нынешних городов России и бывших республик СССР есть построенные в основном в 1930-е годы микрорайоны с названием "социалистический город", которое народ обычно сокращает до "соцгорода". Идею строительства "социалистических городов" советские архитекторы-новаторы стали выдвигать в конце 1920-х годов в рамках большого эксперимента по переустройству быта. Историк архитектуры Марк Меерович рассказывает: "Социалистические города — замкнутые селитебные образования при промышленных предприятиях. Они призваны быть "пролетарским центром", "ядром" прилегающей территории и окружающих сельскохозяйственных поселений. Играть роль "опорных пунктов" нового расселения. Они предназначены принимать, размещать и трудоустраивать массы "новых трудящихся" — отрываемых от земли и вовлекаемых в промышленное производство крестьян, прибывающих в город и здесь вливающихся в производственно-бытовые коллективы". Планировалось, что живущие в таких городах трудящиеся объединяются в "единые трудо-бытовые коллективы", где и работают, и живут вместе — либо в многоэтажных домах с коммунальными квартирами, либо в специальных домах-коммунах. Как отмечает архитектор Дмитрий Хмельницкий, в рамках дискуссий о "социалистических городах" высказывались довольно радикальные предложения.
В книге "Социалистические города" экономист Госплана СССР Леонид Сабсович выдвинул идею, согласно которой все взрослые должны были спать в индивидуальных комнатах, а проводить свободное время, питаться и отдыхать исключительно в общественных помещениях и пространствах. Детей предполагалось воспитывать отдельно от родителей в государственных интернатах. "Сабсович в нескольких книгах разработал подробно программы таких жилых комплексов, жизнь в которых должна была протекать как в комфортабельном концлагере", — отмечает Хмельницкий. В тот период появилась правительственная комиссия по строительству соцгородов, которую возглавил председатель Малого Совнаркома РСФСР Николай Милютин. Он разработал градостроительные правила, которые должны были стать общегосударственными — максимальное обобществление бытовых процессов и фактическая ликвидация семейной жизни при максимальной благоустроенности "жилых комбинатов" водопроводом и канализацией и 9-11 квадратными метрами жилой и общественной площади на каждого жителя.
Теперь сложно сказать, насколько идеи Сабсовича и Милютина планировалось реализовать в "социалистическом городе" ГПЗ-3. Судя по имеющемуся эскизу, опубликованному в 1937 году в альбоме архитектурно-планировочной мастерской "Планировка и реконструкция Саратова", рядом с предприятием должен был появиться город-сад с широкими улицами, просторными домами и благоустроенной набережной Волги, к которой микрорайон должен был подступать в районе нынешнего поселка Лесопильный. К волжскому берегу предусматривался роскошный спуск по типу "потемкинской лестницы" в Одессе. А центром соцгорода должна была стать площадь с Дворцом культуры.
Бараки и пороки
До воплощения грандиозной идеи было решено возвести временный поселок на 7 тысяч человек, который располагался на месте нынешних 2-го и 4-го жилучастков авиазавода и нынешнего поселка Северный (проспект Энтузиастов от улицы Пензенской до Крымского проезда), а также существующего и поныне частного сектора 2-го жилучастка ГПЗ неподалеку от бывшей деревни Есиповка, вошедшей в черту Саратова. Но по сути лишь временный поселок и удалось реализовать: помимо частного сектора 2-го участка ГПЗ в 1935 году между улицей Барнаульской и проспектом Энтузиастов был построен квартал фибролитовых двухэтажных домов для рабочих ГПЗ, которые были снесены в 1970-1980-е. Краевед Мария Салий приводит слова инженера-электрика конторы Заводстроя Канцедалова, который в одной из публикаций в газете "Коммунист" критиковал то, что сегодня называется уплотнительной застройкой: "Вместо 12 метров расстояние между домами только 4-5 метров. В случае пожара одного дома загорятся и другие".
Что касается заветного соцгорода, то его все же попытались построить: в 1937-1938 годы на северо-западной части планируемого массива появились два жилых здания для ИТР завода "Шарикоподшипник" (ныне дома №№ 51 и 53 по проспекту Энтузиастов). К настоящему времени эти массивные пятиэтажные постройки в стилистике позднего конструктивизма отнесены к выявленным объектам культурного наследия.
Почему же "социалистический город" не появился на карте Саратова? Ответ на этот вопрос стоит искать не только в возможном отсутствии средств на возведение благоустроенного массива, но и в развитии завода комбайнов, который в 1937 году стал производить авиатехнику, получив название "Завод № 292 Народного комиссариата авиационной промышленности", позже Саратовский авиационный завод, САЗ. Для этих целей предприятию понадобилась большая испытательная площадка — аэродром. И располагаться он должен был рядом с основной промышленной базой. Как нельзя лучше для этого подходило плато, на котором собирались возвести соцгород ГПЗ. В 1938 году земельный участок, на котором уже шло строительство двух жилых домов, был изъят под испытательную площадку, которая вскоре стала называться аэродром "Южный". В итоге своими рабочими поселками ГПЗ-3 обзавелся лишь в послевоенное время.
Сегодня, когда авиазавод уничтожен и аэродром перестал использоваться по назначению, освободившуюся площадку вновь пытаются приспособить для новых нужд. Кто-то говорит о необходимости развития жилых и общественных кварталов, кто-то тешит себя надеждами на возрождение авиазавода... А губернатор Валерий Радаев как-то обмолвился о желании разместить здесь новый сельхозрынок, что весьма специфически характеризует нынешних руководителей, как и всю свойственную им постиндустриальную эпоху.
Фото с сайта oldsaratov.ru