Пока региональные власти решают, каким бы образом поднять со дна Волги затопленный более полувека назад ледокол, в области может быть разрушен уникальный ансамбль зданий. Точнее, постройки уже планомерно уничтожаются. Исторические ценности, по всей видимости, хотят заменить на очередной торговый комплекс.
На прошлой неделе управление по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области провело совещание с участием представителей Приволжской железной дороги. В ходе мероприятия были озвучены данные о включении комплекса зданий железнодорожного вокзала станции Покровск в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Об этом вокзале, расположенном в Энгельсе (конечная остановка автобуса № 284К), заговорили еще в конце 2015 года. Тогда в ходе заседания общественного научно-методического совета по культурному наследию выступил руководитель Саратовского регионального отделения Межрегиональной общественной организации "Железнодорожный транспорт" Валерий Ковляр, хранитель исторических ценностей железной дороги. Точнее, того, что от них осталось.
До 2014 года Валерий Иванович возглавлял музей "Забытая станция", который располагался в здании вокзала станции Покровск. Там была собрана внушительная коллекция РЖД. Однако руководство железной дороги, сославшись на аварийность здания, попросило освободить помещения от экспонатов. Уже два года практически вся коллекция пылится на складе, обещанный ремонт никто не делает, а освобожденная комната находится под замком и не используется.
После того как в ноябре прошлого года Валерий Ковляр рассказал об этой проблеме членам совета по культурному наследию, председатель правления Фонда гражданского строительства и экспертизы Яков Стрельцин заявил, что эта информация взяла его за душу. "Это будет покруче ледокола", — отметил он.
Впрочем, с тех пор мало что изменилось. Более того, под вопросом оказалось само существование вокзала и построек, входящих в его состав. Ряд региональных СМИ сообщил о грядущем сносе зданий. Чтобы разобраться в происходящем, мы встретились с Валерием Ковляром на нейтральной территории — в списанном правительственном вагоне, стоящем недалеко от станции Покровск.
Вагон — часть экспозиции закрытого музея. Он стоит на балансе у МОО "Железнодорожный транспорт" и, по словам нашего собеседника, также становился объектом пристального внимания со стороны представителей Приволжской железной дороги. Его хотели перегнать в Ершовский район Саратовской области, однако члены МОО отстояли уникальный экспонат.
Правительственный вагон, на котором перевозили генеральных секретарей и президентов России, действительно впечатляет. Внутреннее убранство в нем сохранилось, хотя собиратели металла успели оставить здесь свой след.
Валерий Иванович устроил нашим журналистам небольшую экскурсию, продемонстрировав, с какими удобствами раньше перемещались по железной дороге первые лица государства: собственная кухня в вагоне, самая настоящая ванная и специальное купе для охраны. Безопасности здесь вообще уделено много внимания: стены и двери бронированы, потайной люк в купе главного пассажира (на случай, если непрошеным гостям все-таки удастся обойти бронированные препятствия).
Наш экскурсовод считает, что этот вагон, в котором помимо прочих ездил Юрий Гагарин, мог бы стать неотъемлемой частью туристического маршрута к месту приземления известного космонавта. Ну а находящиеся неподалеку сооружения с богатой историей Валерий Ковляр предлагает восстановить и устроить здесь что-то вроде парка железнодорожников.
— Наша организация была создана самим руководством РЖД, — рассказал Валерий Иванович. — Но отстаивать объекты, разрушающиеся на глазах, не так-то просто. По поводу музея было много судов, в итоге нас выселили. Теперь мы узнали о планах снести вокзальный комплекс. Начали в экстренном порядке предпринимать меры. В конце 2015 года мы все-таки добились того, что все эти здания были включены в реестр памятников истории и культуры.
Речь идет о самом вокзале станции Покровск (1893 года возведения), о помещении железнодорожных касс (1889 год) и других объектах. Мы прогулялись по одному из них — огромному депо, где раньше производился ремонт паровозов. Масштабы постройки, в которую имеется свободный доступ, впечатляют так же сильно, как удручает ее запущенность. Наш специальный корреспондент Кирилл Кашкин наверняка обнаружил бы здесь множество артефактов и свидетельства того, что это место постепенно настигают щупальца урбанизации. Ну а мы увидели проявление преступной бесхозяйственности к величественному зданию 1900 года рождения.
Валерий Ковляр полагает, что и депо, и телефонно-телеграфная станция, и прочие объекты, окружающие вокзал, были проданы представителями РЖД частным лицам. Не исключено, что это привлекательное место планировалось отдать под застройку очередными торговыми объектами. С этим и могут быть связаны запустение и хаос, царящие в помещениях. Если не следить за зданиями, позволяя сборщикам металла и просто вандалам делать там все, что заблагорассудится, то рано или поздно весь ансамбль сооружений сам разрушится.
Очень бы не хотелось, чтобы это произошло, но комментарии железнодорожников не внушают оптимизма. Так, служба корпоративных коммуникаций Приволжской магистрали сообщила, что никто сносить здание вокзала станции Покровск не собирается. "Руководством дороги при проведении работ капитального характера поставлена задача по сохранению первоначального архитектурного облика центральной кирпичной части вокзала", — говорится в разъяснениях.
Про остальные составные части ансамбля зданий речи не идет вообще. Отмечается лишь, что в дальнейшем "планируется благоустройство привокзальной площади и территории, прилежащей к станции".
Что же касается изгнанного музея, то представители Приволжской железной дороги, похоже, не считают экспозицию Валерия Ковляра заслуживающей внимания общественности. "Собрание предметов не паспортизировано ни в ОАО "Российские железные дороги", ни в государственных органах культуры Саратовской области", — заявили в компании, комментируя экспонаты "Забытой станции".
Так и получается, что пока одни пытаются что-то достать со дна истории, другие планомерно загоняют существующие ценности на это самое дно.
Мы продолжим следить за развитием событий.