Стабилизец

Стабилизец
Граждане притерпелись к новым потребительским реалиям

На фоне нынешнего знойного лета, международных олимпийских скандалов, жутких терактов, местных фестивалей клубники и ухи, а также проводимых в Саратове и окрестностях многочисленных соревнований (пожарных, дояров, пахарей, пляжных футболистов) тема экономического кризиса как-то затерялась. Граждане притерпелись к новым потребительским реалиям, притерлись к новым ценам, отложили в неопределенное "завтра" долгосрочные проекты и стали жить дальше. Но кризис между тем никуда не делся. Результаты работы промышленности Саратовской области за первую половину 2016 года показывают: вопреки многочисленным заявлениям дно кризиса по-прежнему уходит у нас из-под ног.

Саратовстат на днях опубликовал справку "О промышленном производстве в январе — июне 2016 года". Индекс по Саратовской области за этот период по сравнению с первым полугодием 2015 года составил 98,3 процента. Вроде бы снижение небольшое, но по отдельным видам продукции ситуация весьма разнообразная. К примеру, под разговоры о "сырьевом проклятии" страны и на фоне низких цен на нефть бизнес в Саратовской области наращивает добычу полезных ископаемых — рост в отрасли в целом за полугодие более 8 процентов. В обрабатывающих секторах объемы практически не изменились, а вот производство и распределение электроэнергии, газа и воды снизилось почти на 7 процентов.

"Импортозамещение" продовольствия продолжается. Каждую неделю местные СМИ публикуют новые сводки борьбы с "запрещенкой" и показатели раздавленных бульдозерами сыров и сожженных фруктов. Между тем в аграрной Саратовской области многие направления производства еды вопреки логике по-прежнему не растут, а снижаются. В однозначном плюсе за первое полугодие находится производство мяса и субпродуктов (плюс 31 процент к первому полугодию 2015-го), плодоовощных консервов (3,9 процента) и минеральной воды (1,5 процента). По всем остальным видам питания, на которые обращает внимание в своей справке Саратовстат, мы видим спад. И если выпуск цельномолочной продукции, колбас, крупы, хлеба и кондитерских изделий колеблется в диапазоне 94-98 процентов (к объемам первого полугодия 2015 года), то в производстве муки спад 13 процентов, сливочного масла — почти 14 процентов, а выпуск сыра и творога снизился на 18 процентов. Если такая тенденция сохранится к середине осени, то назвать эту ситуацию "большими успехами" перерабатывающей промышленности в Год хлебороба власти будет непросто. В любом случае спад в изготовлении продовольствия заставляет предположить, что местные и иногородние потребители, для которых и выпускают продукцию саратовские колбасные заводы, молочные комбинаты и прочие предприятия пищевой промышленности, начали экономить уже и на еде.

Строительная отрасль, показавшая серьезное снижение по итогам прошлого года, пока вроде бы держится на достигнутом уровне: за первые шесть месяцев в области введено в эксплуатацию 385,9 тыс. кв. метров жилья, что составляет 100,1 процента к январю-июню 2015 года. Однако ситуация в производстве строительных материалов выглядит по-прежнему плохо. Наше издание уже писало о том масштабном обвале объемов производства, который переживает эта индустрия, судя по статистике (см. статьи "Кирпичи отложены" и "Прощай, аномалия"). В начале года показатели по разным видам продукции для строителей снизились на десятки процентов. В правительстве и профессиональном сообществе объясняли это фактором сезонности и выражали надежды на то, что по ходу года ситуация выправится.

Судя по итогам первого полугодия, обнародованным Саратовстатом, этого пока не происходит. В отличие от производства еды, где снижение по сравнению с первым полугодием 2015-го не превышает 20 процентов, в выпуске стройматериалов разница в объемах достигает десятков процентов. Производство пластиковых окон — минус треть (несмотря на огромный прирост выпуска в июне по сравнению с маем), силикатного кирпича — минус 27 процентов, сборные конструкции из стали — минус 74 процента, товарный бетон — минус 80 процентов. Лучше ситуация с выпуском сборных железобетонных конструкций и керамического кирпича, там разница с первым полугодием 2015 года составляет около 10 процентов.

Проблема восприятия ситуации в экономике гражданами (включая власть) состоит в том, что нарочно или нет, но чиновники и статисты культивируют у населения короткую память. Результаты работы разных отраслей или местной экономики в целом они всегда выдают за некий временной отрезок (максимум за год) в сравнении с таким же периодом годом ранее. Охватить суть явления шире (или глубже, как кому угодно), обобщить тенденции за более долгий срок аналитическая мысль не стремится. Но в данном случае результаты работы реального сектора в первом полугодии 2016 года вообще-то должны вызывать тревогу не только сами по себе, но еще и потому, что сравниваются они с показателями 2015 года, который тоже был вполне кризисным.

Постепенное торможение экономического локомотива хорошо тем, что оно не очень заметно тому, кто находится внутри, то есть всем нам. Поскольку снижение оборотов в промышленности, торговле и вообще в экономике происходит все последние годы не слишком резко и без грандиозных обвалов, возникает ощущение, что вроде бы все не сильно изменилось. Но если сравнивать цифры 2016 года с более ранними показателями, а не только за прошлый год, то ситуация будет выглядеть куда менее благостно. Однако сделать это честно никто в регионе, по большому счету, не пытается.

Стагнация в производстве неизбежно влияет и на все остальные сектора экономики. При взгляде на численность банковских подразделений в нашем регионе в динамике последних лет сложно не думать об апатии в экономике. По официальным данным за первые пять месяцев этого года количество филиалов инорегиональных банков в нашей области снизилось с 18 до 15. Численность дополнительных офисов подтаяла со 119 единиц до 112. Операционных офисов местных и инорегиональных на 1 января 2016 года насчитывалось 56, а на 1 июня — уже 52. А теперь прочувствуйте долгосрочную тенденцию: еще полтора года назад, в январе 2015-го, филиалов инорегиональных банков в области было 22, в январе 2014-го — 28, а в январе 2013-го — 31. Иными словами, за три с половиной года их число снизилось вдвое. Другие цифры структуры банковского сектора региона тоже дают поводы для размышлений.

В экономике области в целом ситуация примерно та же. Сравнивая работу индустриального комплекса, агропромышленного бизнеса и потребительского рынка за первые шесть месяцев нынешнего года с тем же периодом прошлого, не вредно вспомнить, как первое полугодие-2015 смотрелось на фоне 2014-го. Справка Саратовстата свидетельствует, что спад в выпуске мяса и молока уже тогда составил около 7 процентов, оборот розничной торговли упал почти на 10 процентов. Одним словом, составить реалистичное представление о том, какие потери экономика Саратовской области понесла за последние три года, в том числе в связи с "их" санкциями и нашими антисанкциями, можно лишь проследив динамику всех показателей за этот срок и сравнив нынешние показатели с уровнем 2012-2013 годов. Но эти "веселые картинки" чиновники, вероятно, не будут обнародовать.

Все больше россиян считают себя бедными, следует из свежих данных мониторинга университета "Высшая школа экономики". Доля населения, у которого денег не хватает на покупку одежды или даже продуктов питания, в июне увеличилась до 41,4 процента (в мае было 40 процентов), а доля тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое или очень плохое, выросла до 23,2 процента (с 21,1 процента в предыдущем месяце). Показатель "субъективной бедности" вырос до 19 процентов, и это выше, чем официальный уровень бедности по Росстату. Сумма денежных доходов населения Саратовской области за первое полугодие 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015-го снизилась на 2,7 процента, а сумма денежных расходов и сбережений населения — на 5,7 процента. Что делать? "Держаться", разумеется. Если еще осталось хорошее настроение…