Идея импортозамещения, стартовавшая более двух с половиной лет назад вместе с санкциями Запада против России и нашим ответом в виде эмбарго на еду, покоряет все новые отрасли. Минувшей осенью появились инициативы избавления от зависимости от зарубежных технологий отечественной отрасли телекоммуникаций. Уже прозвучали предложения не только повысить ввозные пошлины на импортное оборудование, но и законодательно запретить даже частным операторам связи использовать иностранную технику для выполнения некоторых функций. Общение нашей редакции с участниками рынка на эту тему заставляет сделать вывод, что сама индустрия пока не испытывает острого желания заниматься импортозамещением без поддержки, денег и принципиально новых усилий государства.
Зависимость отрасли телекоммуникаций от иностранных производителей, а заодно и реалистичность импортозамещения в этой сфере легко представить каждому. Достаточно просто окинуть взглядом собственный дом (квартиру, место учебы или работы) и присмотреться к названиям всех тех технических устройств, с помощью которых вы удаленно контактируете с людьми, выходите в интернет, передаете и получаете данные, смотрите телевизор, наконец. Есть ли среди них хоть один прибор отечественной марки? Вот и ответ на многие вопросы.
"В телекоммуникационной отрасли с 1990-х годов активно применяется зарубежное оборудование, благодаря чему жители страны и области имеют возможность пользоваться всеми современными услугами связи", — пояснил нашей газете министр промышленности и энергетики Саратовской области (ведомство курирует и предприятия связи в регионе) Максим Шихалов.
Сегодня люди находятся в непрерывном контакте с друзьями, знакомыми, родными и партнерами посредством множества технических устройств. (Подробнее читайте в статье "Голоса утекли в интернет") В ситуации постоянного усложнения процессов и требований потребителей на фоне реальной конкуренции в отрасли качество "железа" (оборудования) и "софта" (программного обеспечения, от слова software) для компаний имеет огромное значение.
Сами мы не местные
Наше издание поинтересовалось в областном минпроме, как распределяются доли импорта и отечественной продукции, которыми пользуется сейчас отрасль телекоммуникаций в стране в целом и в Саратовской области в частности. "Действующее законодательство не предъявляет требований к операторам связи по доле отечественного оборудования связи в общей линейке средств, поэтому министерство такую статистику не ведет", — ответило ведомство.
Мы попытались выяснить соотношение импортного и отечественного "железа" и "софта" у самих компаний, работающих на рынке. Насколько велика в наших телекоммуникациях доля иностранного оборудования и технологий, у которых совсем нет российских аналогов? Продукция производителей каких стран наиболее востребована в последние годы? Стали ли наши производители в последние два года более конкурентоспособными в связи с девальвацией рубля? И насколько большое значение в поставках для отрасли вообще имеет ценовой фактор? Закупают ли компании в Саратовской области для своих нужд и производственных процессов у местных производителей что-то кроме, условно говоря, электричества, тепловой энергии, воды и канцелярских товаров?
Попытка получить ответы на эти и другие конкретные вопросы привела к странным результатам. Почти все опрошенные бизнес-структуры ограничились короткими общими комментариями, а некоторые компании вообще предпочли уклониться от ответов. С точки зрения автора, это свидетельствует о том, что зависимость телеком-индустрии от импорта крайне велика. А сама идея тотального импортозамещения в этой отрасли воспринимается участниками рынка нервно и даже болезненно.
"ПАО "ВымпелКом" (работает на рынке под торговой маркой "Билайн" — авт.) приветствует поддержку отечественных производителей. Мы всегда выбираем оборудование через существующие процедуры тендеров, стремясь выбрать лучшее соотношение по цене и качеству. В некоторых из них одерживают победу российские производители", — сообщили редакции в компании.
В Саратовском филиале Ростелекома особо подчеркнули, что предъявляют "высокие требования" к применяемому в собственной инфраструктуре оборудованию с учетом больших объемов, высокой скорости передачи данных, сложных топологий сети, условий эксплуатации оборудования. "Компания готова внедрять на своих сетях отечественное оборудование и программное обеспечение на конкурсной основе. При этом российские производители должны соблюдать условия, предъявляемые Ростелекомом при закупках, а их оборудование и программное обеспечение — соответствовать выставленным техническим требованиям. При прочих равных условиях — цена, качество, надежность, сервисная поддержка, возможности мониторинга и управления оборудованием — Ростелеком отдает предпочтение отечественному производителю", — заявил газете и.о. директора филиала Андрей Пугачев.
"Сейчас в России не производится весь спектр телекоммуникационного оборудования, соответствующего качеству ведущих мировых аналогов. Сегодня отечественная продукция, которая закупается операторами связи, в основном представлена волоконно-оптическими кабелями, стойками электропитания и климатическими шкафами, — рассказали газете в пресс-службе сотового оператора МТС. — При осуществлении масштабных закупок в рамках федеральных контрактов мы анализируем наилучшие предложения по оптоволокну на рынке. При этом в числе наших поставщиков есть как и российские (крупнейшие поставщики кабеля расположены в Воронеже, Перми и Санкт-Петербурге), так и зарубежные".
"Особенность отрасли телекоммуникаций заключается еще и в том, что крупнейшие российские компании связи — ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом", ПАО МТС и другие — создавались как совместные предприятия с ведущими зарубежными компаниями связи и до настоящего времени являются акционерными обществами с участием зарубежных акционеров и партнеров. Поэтому при принятии решений о закупке оборудования связи, кроме чисто технических и финансовых аспектов выбора, учитывается и позиция зарубежных партнеров, входящих в центральные органы управления российских компаний связи", — уверен министр Максим Шихалов.
Замещение без энтузиазма
Выпускают ли, к примеру, предприятия Саратовской области продукцию для телекома? Примеров, которые смогло привести министерство, оказалось, увы, немного. "ООО "РЭМО" накоплен достаточный опыт в части разработки и серийного производства различных устройств и систем радиотехнического назначения, в том числе разнообразных LC-фильтров для обеспечения электромагнитной совместимости различных радиосистем. Имеется опыт производства антенных усилителей, а также антенн самых различных сфер применения и диапазонов, включая защищенные антенны для движущихся средств специального назначения, антенны для систем сотовой связи и так далее. ООО "Стрела" разработало и выпускает линейку пластиковых и металлических термошкафов для связистов. Они эксплуатируются в системе "МегаФон" и РЖД. Привести динамику производства оборудования и изделий для телекоммуникационной отрасли не представляется возможным, так как министерство не ведет подобного учета", —пояснили редакции в ведомстве.
Сподвигли ли местных промышленников годы, проведенные в условиях санкций, и мощные призывы власти к выпуску новой продукции для отрасли — именно в рамках импортозамещения? "В соответствии с приказом Минпромторга России, который утверждает параметры и порядок присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, Саратовский электроприборостроительный завод им. Серго Орджоникидзе подписал с итальянской компанией "Леонардо" S.p.A. (Finmeccanica) лицензионное соглашение и освоил производство репитера базовой станции DMR. Эта цифровая коммуникационная платформа предназначена для применения в сетях (цифровой или аналоговой) подвижной мобильной радиосвязи. Оборудование имеет высокую степень локализации — более 70 %. Это открывает возможность применения в рамках программы импортозамещения в госкомпаниях и компаниях с госучастием", — отмечает Максим Шихалов. Других примеров в министерстве, к сожалению, не привели.
Запреты против стимулов
"Мы не используем термин "импортозамещение", потому что он не полностью отражает суть задачи. России нужны новые точки роста в промышленности и не только для замены импорта. С точки зрения глобализации правильнее ставить более амбициозные задачи: чтобы российские вендоры в перспективе выходили на зарубежные рынки", — считает Андрей Пугачев (Ростелеком).
Но пока, судя по всему, даже российские компании не слишком охотно используют продукцию отечественных вендоров (то есть компаний, которые поставляют продукцию под собственной торговой маркой). Поэтому срок воплощения в жизнь "амбициозных задач" неясен.
Впрочем, есть и другой сценарий развития событий — импортозамещение, навязанное государством. Минувшей осенью газета "Коммерсантъ" распространила информацию о том, что одна из инициативных групп разработала "дорожную карту" для избавления отечественного телекома от зависимости от импортных технологий. Авторы идеи направили в администрацию президента пакет предложений, в котором описали меры для того, чтобы уже к 2020 году сети российских операторов связи и центры обработки данных на 85 процентов состояли из "телекоммуникационного оборудования российского происхождения" (для него уже придумана аббревиатура ТОРП). В частности, предлагается повысить ввозные пошлины на импортное оборудование, а также законодательно (!) запретить даже частным операторам использовать зарубежную технику для выполнения ряда функций. При этом не секрет, что "российское происхождение" в ряде случаев пока заключается в "отверточной сборке" техники из импортных комплектующих или минимальном добавлении отечественной составляющей к готовому продукту и маркировке "российским брендом".
"Мы рассчитываем, что поддержка отечественных производителей не будет сведена к повышению импортных пошлин на телекоммуникационное оборудование, что приведет к повышению себестоимости услуг связи, отвлечению инвестиционных ресурсов операторов, которые было бы разумнее направить на строительство мобильных сетей четвертого поколения и скорейшее решение проблемы цифрового неравенства", — заявили нашей редакции в МТС.
"Меры в области импортозамещения, на наш взгляд, должны быть поддерживающими и стимулирующими, а не запретительными", — говорит директор Саратовского отделения компании "МегаФон" Вячеслав Добрынин. По его мнению, в телекоммуникационной отрасли "представляются правильными" такие решения, как предоставление субсидий для частичной компенсации затрат на закупку ТОРП, в частности на выплату процентов по кредитам. Кроме того, должны быть субсидии для частичной или полной компенсации расходов на утилизацию устаревшего зарубежного оборудования при его замене на отечественное. Другое возможное направление поддержки, как считают в МегаФоне, — кредитные линии операторам связи для развития сетей, которые будут строиться на базе перспективного оборудования российского происхождения, а также налоговые льготы и "налоговые каникулы" компаниям.
К числу потенциальных "поддерживающих и стимулирующих" мер Вячеслав Добрынин относит также предоставление операторам льготного доступа к диапазонам частот, на которых работает ТОРП мобильного интернета, упрощение процедуры сертификации для отечественных разработок, а также выплату субсидий компаниям для частичной или полной компенсации затрат на подготовку, обучение и переподготовку персонала технических служб при эксплуатации нового российского оборудования.
Суверенный телеком
В настоящее время импортными технологиями в отрасли телекоммуникаций пользуются как конечные потребители (то есть простые граждане, со своими смартфонами и компьютерами), так и компании, которые работают на этом рынке. И чем сложнее устройства и выше требования, которые к ним предъявляются (бесперебойная и "бесперезагрузочная" работа на протяжении нескольких лет, скорость, качество и надежность взаимодействия с другими узлами сетей и т.п.), тем больше вероятность, что компании уже эксплуатируют и будут использовать в дальнейшем именно импортную продукцию. Хотя бы потому, что отечественных аналогов выше определенного уровня сложности вообще не существует.
Зависимость российского телекома от иностранного "железа" и "софта" — точно не достижение, но реальность. К примеру, по данным СМИ, на продукции компании Cisco в России построено как минимум 60 процентов телекоммуникационных сетей. Ее оборудование использует "большая тройка" сотовых операторов, а также почти все крупнейшие госкомпании и госбанки, включая Газпром, Роснефть, Сбербанк, ВТБ, Минобороны и ФСБ. Понятные и широко известные массовой аудитории истории последних лет про "русский смартфон", что целиком производится в Азии, или специальный бронированный "русский ноутбук" весом 10 килограммов, который подойдет армии, но не рядовому потребителю, — это вершина айсберга. Тем временем для решения своих специальных задач, которые к тому же постоянно усложняются, телекоммуникационной отрасли требуется уникальное оборудование XXI века. Придумать его срочно и производить "прям завтра" на территории страны только потому, что кому-то вдруг захотелось, чтобы телекоммуникации работали на отечественном техническом фундаменте, — задача нереалистичная. Кстати, пользу от глобального разделения труда пока тоже никто не отменял.
"В настоящий момент импортозамещение в высокотехнологичных отраслях нереализуемо в полной мере, — резюмируют в МТС. — Реализация потребует целого комплекса последовательных и системных мер, займет годы и возможна только при финансовой и правовой поддержке государства".