Жуткий случай в Башкирии с ребенком, который устроил в школе поджог и пытался порезать обидчиков ножом. Избитая в Вольске девятиклассница, которую заставляли лизать обувь. Судя по местным и федеральным новостям, в российских школах идут если не боевые действия, то постоянные стычки и столкновения, с жертвами и последствиями.
Мы поговорили с несколькими бывшими выпускниками саратовских школ, пережившими травлю. О том, почему именно они стали жертвами, о безответственности учителей, о развязанных руках одноклассников, о бездействии родителей, о том, забывается ли все это спустя годы. Разговор получился тяжелый - как для нас, так и для них. Многие с трудом скрывали эмоции, когда вспоминали "школьные годы чудесные".
Андрей, 24 года. Учился в Лицее № 3 им. Пушкина
- В моём лицее учились дети из совершенно разных семей. Были дети богатых родителей, чиновников и бизнесменов, и дети из семей, которые просто выживали, как могли.
Первые три класса в лицее оказались идеальными, я до сих пор вспоминаю о них как о лучшем времени в школе. Никто не мог предвидеть, что в старших классах начнется такой ужас. На мой взгляд, только в младших классах педагоги следят за состоянием класса именно в социальном плане. Дальше всем становится всё равно.
Я помню момент, когда меня избивали на глазах у учителя, отбивали почки. Это происходило прямо напротив учительского кабинета. Причём меня избивал школьник, который был на два класса старше, чем я. Учительница это всё прекрасно видела и ничего не сделала.
Классному руководителю на отношения в нашем коллективе было абсолютно наплевать. Меня могли ударить во время урока, могли бить до крови. Я уже не говорю о том, что происходило на уроках физкультуры и в раздевалках. Эта травля сопровождала меня практически весь период в школе с 5 по 11 классы.
Почему меня "выбрали"? Сложно сказать. Буллинг (систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей) основан на излишнем внимании к какому-то члену группы. Ребёнок должен сильно отличаться. Я старался не участвовать в крупных конфликтах, совместных мероприятиях вроде употребления алкоголя и наркотиков. Старался быть в оппозиции ко всему этому. Наверное, именно поэтому недолюбливали. Я не был с ними, не был частью коллектива. Любой конфликт я старался свести к обсуждению, нежели к драке. Я никогда не бил в ответ: оставался верен своим принципам.
Моим родителям, как правило, было просто не до всего этого. У них были свои дела. Когда родители заняты тем, чтобы обеспечить ребенка едой и одеждой, им просто становится "не до каких-то мелочей". Мне это тоже в то время казалось какой-то "мелочью", каким-то жизненным этапом, который нужно пройти.
У меня были мысли перейти в другую школу, я даже делал несколько попыток. Во второй половине 11 класса я перешёл на домашнее обучение как раз по причине буллинга. У меня дома была достаточно конфликтная атмосфера, в школе - такая же, и я искал любые способы, чтобы хоть чего-то избежать. Я симулировал болезни, прогуливал школу, из-за этого постоянно возникали проблемы с успеваемостью и посещаемостью.
Что удивительно, я в принципе был неконфликтным и дружелюбным человеком. Я не провоцировал конфликты.
Ни один из моих школьных "друзей" за меня не заступался. Даже те, кого я считал близкими друзьями. Всем было всё равно. Для моего классного руководителя, как я уже говорил, это была совершенно обыденная ситуация. Иногда во время классного часа учительница произносила фразы вроде: "Живите дружно, не надо делать то, что вы делаете" (имея в виду драки и избиения), а потом разговор плавно переходил к учёбе и олимпиадам. Учителя были больше заинтересованы в успеваемости класса.
Случаи буллинга были в нашей школе повсеместно. Когда я впервые с этим столкнулся, мне казалось, что это происходит только в моем классе. Потом я начал подмечать всё вокруг и понял, что такие случаи есть и в других параллельных классах в том числе. Как потом оказалось, мне достался не самый жестокий класс. Был случай, когда один школьник пробил другому голову о стену. История эта была замята.
Жить после всего этого тяжело. Долгие годы такого негатива накладывают свой отпечаток, вызывают социопатию и настороженность по отношению к людям. Очень долго я в принципе не видел никаких позитивных примеров общения с людьми.
Спустя несколько лет я стал думать, что эта ситуация дала мне определенный опыт в жизни. Возможно, у меня стокгольмский синдром (смеётся). Не знаю. Это точно помогло мне лучше разбираться в людях.
После окончания школы я пытался всё забыть.
Своих детей я в школу отдам. Буду смотреть, что это за школа. С одной стороны, разнородность детей из разных социальных групп - это полезно, с другой - накладывает негативный отпечаток. Буду смотреть по ситуации и решать конфликт разговором, а не руками. Думаю, можно найти рычаги давления, чтобы решить проблемы в школе мирным путем. Не рукоприкладством, а с применением законодательства.
Школа несет ответственность за воспитание детей. Но ребенок не может проявлять каких-то черт характера без соответствующего воспитания. Ребёнок до определенного возраста - это суммарный портрет его родителей и его реакция на то, что совершают родители. Травля - это вина всех. В этой ситуации все должны уделять внимание проблемному ребенку. Проблемный ребенок - это и тот, кто травит, и тот, кого травят.
Резня в школе - совершенно отчаянный метод, я бы так никогда не поступил. Это показатель не того, насколько плохой ребенок, который взял с собой оружие, а показатель среды, в которой он находится, показатель того, что на его проблемы очень долго никто не обращал внимания. Я думаю, сначала это какие-то обиды, которые потом переходят в депрессию, а затем в ненависть. Многие говорят, что у детей в принципе депрессии быть не может, но я с этим не соглашусь. Всевозможная стрельба в школах - это проблема отсутствия внимания к детям, проблема чрезмерной индивидуализации и одиночества. Представь себе ситуацию, когда ты одинок, и ты ищешь ответ на вопрос - как тебе быть со своей проблемой? И находишь ответ там, где доступно - в фильмах, видеоиграх, Интернете. И у тебя не остается выбора. Ты больше не знаешь, как поступить.
В любой ситуации нужно уметь делать выводы. Если бы я был обычным учеником, как все, я бы не столкнулся с таким многократным насилием. Из-за этого становишься более внимательным к миру и к тому, что происходит здесь и сейчас.
Влад, 24 года. Школа № 23, Гимназия № 34
- В моём классе учились одни двоечники и троечники, разные проблемные дети. Я не мог за себя заступиться, меня этому никто не учил. Другие это видели. Были постоянные стычки, перепалки, драки. Наверное, я чем-то выделялся - поведением, характером, манерой общения.
Тяжелее всего было после пятого класса. Дети созревают, становятся злыми, агрессивными, начинают разговаривать о сексе и деньгах. Меня обзывали, раскидывали вещи, "забивали стрелки", затевали со мной драки. Сначала я молчал и терпел, уже позже научился отбиваться и бить в ответ. Тогда начиналась "жара": парты, стулья, портфели летали.
Можно сказать, что в нашей школе это была повсеместная ситуация. Дразнили и травили меня, моих одноклассников. Одну девочку дразнили из-за кривых зубов. Педагоги на драки реагировали спокойно, это считалось чем-то обыденным. Мне кажется, многие учителя считали нас "лошками" обычными, что-то типа того. Некоторые учителя всё-таки вмешивались, отсаживали меня. Другие просто приходили, вели уроки и уходили. Некоторые дети и учителей доводили до слёз и нервных срывов.
Я родителям особо не рассказывал ничего, чтобы не позориться, будто я не могу дать сдачи, будто я слабак.
Делал вид, что все нормально, все классно, я со всеми дружу, всё в ажуре.
Самым страшным урокам для меня была "физра", где тебя могли прижать в непонятной раздевалке, побить, рюкзак попинать. Я записывал по дням, сколько прошло времени с последней "физры", и сколько осталось до новой. Смотрел, сколько палок зачеркнутых. Радовался, когда урок заканчивался, а другой ещё не скоро.
Из этой школы я ушел после девятого класса в гимназию. Там люди были поумнее, образованнее, учителя строже и такого не допускали. Все было очень строго: дисциплина, камеры в классах, охрана. За детьми следили. Я попал в класс ботаников. Там подшучивали друг над другом, но с юмором, не было такого жесткача, как в прошлой школе.
Конечно, школьная травля отразилась на мне, а как иначе? Это оставило отпечаток на эмоциональном состоянии, оставило след в психике. Но всё-таки это опыт, каким бы он ни был. После него воспринимаешь людей по-другому, понимаешь, чего ждать от конкретного человека.
Если бы у моего ребенка начались подобные проблемы, я бы постарался честно поговорить с ним, чтобы понять, как именно он себя ведет, что с ним происходит, от кого идет травля. Я бы начал воспитывать ребенка с установкой "не бей первым, но дай сдачи так, чтобы мало не показалось, чтобы парты летели, чтобы одно место искрилось". А какого чёрта моего ребёнка кто-то будет обижать? Меня никто не учил бить "в ответку", а мне бы пригодилось.
Я бы, конечно, говорил с преподавателями, классным руководителем, искал способы решения проблемы. Я понимаю, как это тяжело, что из-за этого у ребенка могут возникнуть какие-то психические расстройства, он может закрыться. Это нельзя так оставлять.
Алина, 20 лет, училась в школе № 1
- Наш класс изначально нельзя было назвать дружным. Мы все были разбиты на кучки по интересам. Отличники хорошо общались друг с другом, а остальные - так себе. Травля началась не сразу.
В младших классах меня иногда просто не замечали. Или могли подойти, щёлкнуть по носу, сказать: "Ты дура". Родители на мои жалобы не реагировали. Говорили: "Надо уметь постоять за себя, иди и тренируйся перед зеркалом".
В пятом классе к нам пришла новая девочка. Мы сначала подружились и гуляли вместе. Потом она ушла дружить с девочками, которые меня не слишком жаловали. И вот они собрались все и принялись меня гнобить: насмехаться, задирать.
Возможно, меня выбрали из-за того, что я была из обеспеченной семьи, а мои одноклассники жили в "однушках" и коммуналках с мамами и бабушками. Они могли прийти ко мне домой и своровать что-то из игрушек, например. Когда надо было, девочки выпрашивали куклы и игрушки, когда не надо - смеялись надо мной, обзывали, подстёбывали. Могли написать гадости ВКонтакте, обматерить. Они видели, что я не могла ответить, поэтому травили ещё больше. Травили за лишний вес, хотя я никогда не была толстой - немного полноватой. Когда у меня появился парень - начали травить и из-за этого. У меня был мальчик, а у других девочек - нет, и все очень завидовали.
Я была не самым главным козлом отпущения в классе. С нами училась девочка, которую жестко травили, постоянно обзывали, стебали, смеялись над ней, заливали видео с ее участием на Youtube.
В четвёртом классе мне делали серьёзную операцию на ноге, и я много месяцев практически не появлялась в школе. Все знали, что у меня была операция. Зимой, спустя буквально месяц после выписки, одноклассники меня специально толкнули на лёд. С больной ногой.
Я плакала, не хотела ходить в школу, прогуливала уроки, просила перевести меня куда-нибудь в другое место, но всё было тщетно. Один раз в школу пришла мама и сказала всем: "Давайте жить дружно, так делать нельзя". После этого меня травили ещё сильнее, мол, ябеда. Бабушка говорила: "Ты просто нюня, жалуешься. Если бы реально было так плохо, ты бы подучилась летом, мы бы с тобой через один класс перешагнули и всё. А так ты просто ноешь".
После девятого класса я всё-таки уговорила родителей перевести меня в колледж. Я хотела уйти хоть куда-нибудь, лишь бы подальше от этого уродства. В колледже мне было хорошо.
Последствия травли печальные, конечно. Пережить их очень трудно. Наверное, большинство моих проблем берут корни как раз из школы. Я не могу дать сдачи. Не могу ругаться с незнакомыми людьми и защищать себя. Мне очень долго казалось, что я некрасивая. Вот были у нас в классе "иконы стиля", а я вообще не про них, значит, надо смириться и быть серой мышью.
Своего ребенка из такой ненормальной школы я бы однозначно забрала. Я думаю, что травля - это большая вина родителей в том числе. Надо изначально нормально воспитывать ребенка. У нас был мальчик в классе, который подходил ко всем и говорил что-то про женские и мужские половые органы. Потом мы узнали, что его родители на грани развода, дома скандалы. Но, в целом, такая ситуация - это вина всех. И родители должны вникать, насколько проблема глубока. И учителя должны сглаживать углы в классе, отвечать за сплоченность коллектива, хотя бы немного вникать в его жизнь и проблемы. А учителя часто поступают совсем наоборот.
В начальной школе из-за того, что я расплакалась, меня поставили перед классом и начали стыдить за это: "Ты что ревешь, прекрати реветь, как тебе не стыдно". А потом просто выгнали из класса, сказали, чтобы я сначала успокоилась, а потом зашла. Учителя тоже присоединяются к травле вместе с классом.
Мария, 23 года, училась в Гимназии № 7
- Начиная класса с пятого, я приходила в школу и думала, когда же всё это закончится. Когда закончатся уроки, когда закончится учебный год, когда закончится школа. В нашей школе учились дети политиков, депутатов, бизнесменов. Многих привозили по утрам на крутых машинах. Были и совсем обычные дети из семей со средним и низким достатком.
Травили в школе многих. В нашем классе было, по крайней мере, 3-4 человека, к которым постоянно цеплялись, включая меня. Но никого не били. В других классах били.
Ко мне прицепились, потому что я была из бедной семьи, самой младшей и маленькой - на момент первого класса мне было шесть лет. Ещё я умная, и это тоже никому сильно не нравилось. В классе мне было неинтересно общаться почти ни с кем, но я не вступала в конфликты и в принципе была довольно дружелюбной.
Травля началась примерно в классе пятом-шестом и продолжалась вплоть до конца школы. Меня травили исключительно парни - за всё, к чему можно было прицепиться. Слишком худая, слишком маленькая, слишком умная, значит - выскочка, в старой одежде, не любишь физкультуру, живёшь в какой-то деревне, маленькая грудь, слишком светлая, пришла в школу в косынке, джинсы стрёмные, фамилия стрёмная и т.д. Можно продолжать до бесконечности, на самом деле. Совершенно рядовой случай, например, когда тебе предлагают непристойности, а ты в пятом классе. Тебе 9, мальчику - 11. Девушки ко мне относились скорее нейтрально, иногда смеялись. Мне даже повезло — у меня было несколько друзей и подруг в школе.
У родителей была позиция - это хорошая гимназия, учись, получай образование, на остальное плевать. Я жаловалась, просила меня забрать, но мне говорили, что я ничего не понимаю. В какой-то момент я просто смирилась.
В целом, учителя в гимназии были действительно неплохие, но на то, что происходит в классе и школе, им было плевать. Им становилось не плевать, когда кто-то кому-то мог голову разбить, когда на переменах происходили драки. Все педагоги знали, какая ситуация у нас в классе и по школе, но никто не предпринимал ничего. Некоторые, наоборот, упивались своей властью. Учительница могла высмеять тебя, если ты опаздывал на урок, забывал "сменку" и так далее. Может быть, они думали, что когда дети вырастают, у них начинается амнезия и они всё забывают? Часто учителя дополнительно "виноватили" того, кого травили. Мол, сама спровоцировала, нечего тут.
Если про это забыть и не вспоминать, то жить можно. Признаться себе в том, что ты пережила очень тяжелое моральное насилие, многократное, повторяющееся ежедневно изо дня в день на протяжении многих лет, очень тяжело. Поэтому ты как-то откладываешь эту мысль в долгий ящик, потому что даже думать о ней страшно. Но травмы никуда не уходят просто так, и жить с ними тяжело. Травмы превращаются в проблемы с самооценкой, с мировосприятием, социализацией.
Иногда мне кажется, что у части людей, которые подвергались сильной травле в школе, нет и не может быть счастливого будущего, какое бы хорошее образование они ни получили. А если что-то и получается, то вопреки вообще всему, а не "благодаря" чему-то. Это ещё и потому, что часто к травмирующей ситуации в школе примешивается такая же травмирующая ситуация в семье. Почему детей не забирают? Потому что родителям всё равно, они решают свои проблемы, они родили, а ребенок пусть справляется дальше сам.
Ещё одна проблема, связанная с родителями - это то, что они зачастую относятся к детям как к проекту и возлагают на способных ребят огромные, неподъемные ожидания. Хотят, чтобы дети поскорее окончили школу, поэтому отдают их учиться в шесть лет, а не в семь или восемь. Выбирают школу "получше", чтобы ребёнок получил хорошее образование, но им всё равно, что в этой школе происходит. И часто родители изо всех сил сопротивляются переводу в другое учебное заведение, если это необходимо. В результате получается так, что ребёнок не может себя защитить сам, и его никто не может защитить и не хочет. Это - абсолютная беззащитность и безысходность. Ни одно, даже самое лучшее образование, не стоит тех жутких травм, которые получает ребёнок, находясь в уродливом коллективе. Образование, каким бы классным оно не было, эти травмы не компенсирует. Уже не важно, сколько ты всего знаешь, сколько ты всего выучил, если тебя вывернули наизнанку, пережевали и выплюнули.
Пережитое насилие выливается в огромное количество проблем во взрослой жизни, даже если ты говоришь, что со всем справился. Я говорю это по своему опыту и опыту своих друзей. Это выливается в фатальные поступки, когда дети режут себе руки и ноги. Это выливается в отчаяние, когда дети приходят в школу с оружием в руках и начинают крушить всё вокруг. И я даже не говорю сейчас о том, какое количество психологических проблем эти дети должны потом преодолеть.
Кто должен нести ответственность за всё это? Педагоги, которые начинают "чухаться", когда дети уже избивают друг друга на переменах? Педагоги, которые сами участвуют в травле?
Думаю, довольно большому количеству людей "повезло" в том плане, что ещё лет десять назад у нас не было "моды" приходить в школу с топором или ружьем и стрелять в одноклассников с учителями.
Дмитрий, 25 лет. Учился в Лицее № 37
- Травля началась где-то после начальной школы. Причём травили, издевались, смеялись не парни, а девчонки. Делали это очень жёстко. Самое безобидное - относили мой портфель в женский туалет, бросали его в мусорное ведро.
Парней ещё можно простить. Пацаны - это пацаны. Но девчонки! Может быть, я просто был занудой, который умнее всех. Однажды я подарил однокласснице на День влюбленных духи и букет цветов. Цветы чуть позже нашёл в мусорке, а духами эта ... (нехорошая девочка) пользовалась ещё долго.
Вообще, я всегда защищался, когда была травля, драки, стычки. Я же не овечка. Бывало, что и сам кого-то травил в старших классах. Мне не страшно было дать сдачи даже учительскому "любимчику". Может быть, поэтому школьная травля не причинила мне такой вред, какой могла бы.
Классная руководительница у нас была интересная - она защищала классных любимчиков и детей родителей, которые несли "золотые яйца". Однажды я хотел выяснить ситуацию с одноклассником, который весь урок перед учителем паясничал, показывал на меня пальцем и имитировал половой акт. Моего отца вызвали в школу, потому что одноклассник, по словам учительницы, "особенный ребёнок", разбираться с ним нельзя. Его "особенность" как раз заключалась в том, что его мама жертвовала школе много денег. Естественно, никто не хотел, чтобы у "особенного" мальчика были проблемы.
После этого конфликта классная руководительница вообще больше не обращала внимание ни на какие мои проблемы. Говорила: "Ты мальчик умный, сам разберешься".
Из-за травли я 2,5 месяцев прогуливал школу в конце седьмого класса. Однажды чуть не порезал однокласснику руку канцелярским ножом, потому что он хотел пробить мне голову. Хотя я отходчивый - мог подраться с кем-то, а потом разговаривать.
Больше неприятностей, чем одноклассники, мне доставляла только классная руководительница. Чем? Тем, что она не делала ничего. Абсолютно.
Я мог подойти к ней и сказать: "У меня проблемы, седьмой класс, а мой портфель до сих пор кидают в женский туалет или в мусорку". Но ей было всё равно. Мне "забивали стрелки", толкали, мы дрались в школе и на улице. Некоторые учителя вставали на мою сторону, а другие просто делали выговор всем и сразу, чтобы было неповадно.
Я жалею сейчас о том, что в то время меньше уделял внимание учебе, а больше - школьным разборкам. Просто надо было лучше учиться и не обращать на остальных внимание. Может быть, сейчас я бы уже большего добился.
За своего ребенка, конечно, заступлюсь. Легче, мне кажется, забрать ребенка из школы, если происходит сильная травля. Буду говорить с учительницей, директором. Конечно, педагоги должны нести ответственность. Если в школе происходит травля, директор должен знать об этом.
***
Специалисты сходятся во мнении, что школьная травля - это, в большинстве случаев, травма, которая может оставить след в психике на всю жизнь. Мы поговорили с психологом Оксаной Акимовой и выяснили, что общего у школы и тюрьмы, кто может выступать в роли агрессора, каким бывает насилие, что делать родителям в этой ситуации, а также то, какие последствия для человека несет буллинг.
Как формируется травля и где она происходит
Травля бывает в любом типе закрытых коллективов и групп. Такая же система, более жесткая, будет, например, в кадетской школе. Совершенно та же система в тюрьме. В чём её смысл: человек попадает в группу без выбора, он не может выбрать другой коллектив и других людей. За детским коллективом в идеале должен жестко наблюдать коллектив преподавателей. Но этот коллектив преподавателей находится в своей жесткой системе под давлением начальства.
Типы агрессоров
Есть два типа агрессоров-детей. Первый - хорошие дети, лидеры, которым надо свое лидерство как-то подкрепить дополнительно. Нередко они попадают в подростковом возрасте в такое замечательное поле под названием "я веду за собой людей". Незрелую личность это очень окрыляет. Ребёнок думает: "Я такой крутой, за мной идут и в рот мне смотрят". Если у ребенка семьей сформированы моральные границы и нормы, он остановится и не перейдёт черту.
Вторая группа агрессоров - это асоциальные дети. Хулиганы, двоечники, которые тоже себя таким образом хотят проявить. Они так выражают свой протест.
Третья группа агрессоров - сами учителя. Люди, у которых в руках есть власть. И если у конкретного человека, который находится в педагогическом коллективе, есть комплекс власти, желание доминировать ещё и ещё, снова и снова находить подтверждение тому, что он может управлять, контролировать все вокруг себя, то это очень тяжелая ситуация для ребенка, который почему-то не понравился.
Группа риска и принцип полярности
В группе риска, по большому счету, может оказаться кто угодно. Но основной принцип - это отличающиеся дети. Этот ребенок со своим внутренним посылом может стать и лидером, и - наоборот - агрессором. А может стать жертвой.
Очень часто наши агрессивные знакомые и друзья - это те, кого били. Жертва сама становится агрессором.
Мифы о буллинге
Некоторые люди говорят, что бесполезно в этой ситуации переводить ребенка в другую школу. Надо научить его справляться с проблемой. Но это неправильно. Основная причина буллинга в том, что конкретный ребенок попал без выбора в коллектив. Невозможность выбрать окружение - это одна из главных причин травли.
Буллинг - это повод прийти на терапию к психологу, чтобы специалист работал с ребенком и родителями. Но менять окружение однозначно стоит. Нужно также правильно "перезагрузиться" перед переходом в новую школу, чтобы не притащить с собой проблемы из старой.
Причина буллинга в том числе в родителях, поэтому больные "заражают больных". С ними тоже надо работать. Родители в этой ситуации играют важную роль и, если они говорят: "Да перестань, что ты ноешь, дай им сдачи, не обращай внимания", - то это совершенно неправильная ситуация.
Статистика
В феврале 2017 года в школе Нижнекамска 14-летний ученик выстрелил соседу по парте в глаз из пневматического пистолета.
В мае того же года в Республике Коми, город Усинск, один из учеников начал стрелять из пневматического пистолета по другим во дворе школы. Одна из девочек получила травму глаза.
В сентябре 2017 года в школе города Ивантеевка Московской области ученик старших классов напал на учительницу с топором и открыл стрельбу по одноклассникам. Трое учеников выпрыгнули из окна, а учительница получила черепно-мозговую травму.
В ноябре 2017 года в школе Нижнего Новгорода один из учеников воткнул в стул одноклассника нож остриём вверх. Школьника, севшего на нож, госпитализировали в больницу с сильным кровотечением.
В том же месяце в одной из Подмосковных школ подросток ранил другого перочинным ножом в шею.
В декабре 2017 года в Комсомольске-на-Амуре девятиклассник вышел на крыльцо школы и стал стрелять из пневматического пистолета по другим детям.
17 января 2018 года в школе Челябинской области девятиклассник ранил ножом одноклассника.
На следующий день в Республике Крым семиклассник выстрелил в ногу пятикласснику перед уроком физкультуры.
По данным опроса, который проводил портал deti.mail.ru в мае прошлого года, почти 6000 человек сталкивались с травлей во время учебы. Из них 3832 человека были жертвами травли, 2733 - наблюдателями, и 250 человек выступали в качестве инициаторов буллинга.
Более 4000 человек до сих пор переживают по поводу конфликтов, которые произошли с ними в детстве.
8251 проголосовавших уверены, что травля негативно отразится в будущем на психике ребёнка. 6921 человек считают, что травить могут любого ребенка, вне зависимости от благополучия семьи и положения в обществе. Дети 1877 респондентов постоянно сталкиваются со школьной травлей, и, по мнению, 5322 людей, инициатором травли становятся ровесники - одноклассники тоже же пола, 2116 респондентов ответили, что травлю также инициируют школьные учителя.