Как выглядит в Москве путь по железной дороге от вокзалов до аэропортов? В самом комфортном случае так: можно сесть на вокзале в специальную электричку, «Аэроэкспресс», и без остановок домчать на ней до места назначения. В случае аэропорта «Домодедово», к примеру, состав подъезжает на специальный путь, который находится рядом со зданием аэровокзала. Несколько десятков шагов по перрону под крышей — и вот уже пункт досмотра на входе в здание пассажирского терминала. Как будет выглядеть путешествие по железной дороге из Саратова в новый аэропорт «Гагарин» в Сабуровке? На этот вопрос сейчас, летом 2018 года, просматриваются два варианта ответа — оптимистический в долгосрочной перспективе и пессимистический «на первое время».
Строительство нового саратовского аэропорта в Сабуровке продолжается. Сроки его сдачи в эксплуатацию, как мы уже писали, многократно переносились. Но работы активно идут, и пассажирский терминал со зданиями специального назначения становятся в реальности все больше похожими на то, что раньше можно было увидеть лишь на проектных картинках.
По мере приближения к финалу встает закономерный вопрос о том, как до новой воздушной гавани будут добираться те, ради кого все затеяно — жители и гости региона.
Постой, аэроэкспресс
Доехать до аэропорта или из него на автобусах, личных машинах и такси можно будет по специальным автомагистралям. Сейчас их продолжают строить, со всеми необходимыми мостами и путепроводами.
Другой вариант — железная дорога. В его пользу можно назвать множество аргументов.
Во-первых, рельсовый транспорт и по статистике, и в реальности более безопасен, чем автомобильный.
Во-вторых, выбираться из города в аэропорт (или, наоборот, въезжать в Саратов) автотранспорту предстоит по пробкам и заторам. Это увеличивает среднее время в дороге, причем зачастую неожиданно и на порядок.
В-третьих, поезда идут по рельсам в любую погоду даже в нашем резко континентальном климате. В случае же с автотранспортом мощные снегопады и метели способны создать серьезные помехи в движении, а также увеличить риски для пассажиров попасть в ДТП или долгие зимние заторы. Тем более что один из будущих маршрутов в Сабуровку — это востребованная в любое время года федеральная трасса Р-228. В последние несколько лет на территории Саратовской области было несколько памятных случаев, когда зимой из-за разгула стихии водители большегрузов и автовладельцы оказывались запертыми на этой автодороге на много часов в пробках. Это происходило, чаще всего, на участке из Саратова в волгоградском направлении. Но риски заторов и пробок на Вольском тракте от этого не исчезают.
Одним словом, электричка в аэропорт смотрится с разных позиций намного более предпочтительным вариантом, чем другие способы передвижения в Сабуровку.
Судя по обсуждениям в соцсетях и в форумах на сайтах местных информационных агентств, многие саратовцы уверены, что в «Гагарин» можно будет домчать на аэроэкспрессе «как в Москве». Мол, «а разве может быть иначе?!». Под аэроэкспрессами в этом случае имеются в виду специальные электропоезда, которые станут много раз на дню курсировать между вокзалом и аэропортом, как это происходит в столице.
В Саратове, по крайней мере в первые годы работы нового авиаузла, точного воспроизведения московского варианта ожидать не стоит. В декабре прошлого года руководитель Приволжской железной дороги Сергей Альмеев однозначно заявил: «Аэроэкспресса не будет».
Позже, в феврале 2018-го, в комментарии ИА «Взгляд-инфо» Альмеев подтвердил эту информацию: «Как такового аэроэкспресса не будет. Потому, что аэроэкспресс — это отдельный подвижной состав, отдельная выделенная линия, отдельное предприятие, существующее рядышком с РЖД. В принципе, мы готовы выставить электропоезд, который будет соединять Саратов и Сабуровку. Будем доезжать до Сабуровки за 35-40 минут. Готовы построить там две платформы для того пассажиропотока, который есть, построить переход, чтобы было соединение с аэропортовой частью. При этом эти объекты должны будут соответствовать архитектуре нового аэропорта.
Я не знаю, насколько нужен этот аэроэкспресс. Если называть аэроэкспресс электричкой, то электричка будет. Как в Волгограде. Мы построили там веточку до аэропорта, подписали с областью соглашение о курсировании 22 поездов. Область обязуется из собственного бюджета платить за пригородное сообщение, а мы организовываем перевозку».
Сабурово: дёшево и сердитово
Железная дорога в окрестностях села Сабуровка действует давно. Саратовские владельцы дач, в частности, пользуются этим участком, чтобы добраться до своих любимых соток в направлениях «Тарханы» и «Сухой Карабулак».
Наименьшее расстояние от края взлетно-посадочной полосы до железнодорожного полотна — семьсот с небольшим метров. Если бы не лесополоса вдоль железной дороги, новый пассажирский терминал и другие сооружения аэропорта уже сейчас можно было бы видеть из окон электричек и пассажирских поездов.
В настоящее время вблизи мега-стройки действуют две остановки электричек — «266-й километр» и «269-й километр».
Именно поэтому, кстати, смешно было читать недавние сообщения на некоторых саратовских сайтах с заголовками вроде «Около нового аэропорта появится железнодорожная платформа». Их уже сейчас там четыре, и все — точно «около».
Ясности в том, как будет устроено сообщение с аэропортом по железной дороге, до недавнего времени не было.
В июне редакция нашего агентства направила запрос заместителю председателя правительства Саратовской области Василию Разделкину, который курирует строительство аэропорта в региональной администрации. В нем мы попросили чиновника ответить на следующие конкретные вопросы.
Каким образом будет организована доставка пассажиров в новый саратовский аэропорт «Гагарин» по железной дороге? Жители и гости региона будут добираться до аэропорта на обычных электропоездах или планируется организация специальных маршрутов?
Ранее шла речь о возможности строительства дополнительной железнодорожной линии от основной магистрали до здания аэровокзала. Какое решение принято по этому поводу — дополнительная линия будет строиться в 2018–2019 году или нет? Если да, то из каких источников?
Ответ Василия Разделкина был краток. Приводим его целиком: «В целях организации транспортного сообщения с новым аэропортом железнодорожным транспортом руководством ОАО «РЖД» предлагается строительство дополнительного остановочного пункта посадки-высадки пассажиров с обустройством 2-х железнодорожных пассажирских платформ и надземного пешеходного перехода через железнодорожные пути.
Для строительства платформ и организации доставки пассажиров в новый аэропорт будет подписано соответствующее соглашение, проект которого в настоящее время проходит согласование в ОАО «РЖД».
Транспортное обслуживание пассажиров предполагается с использованием 3-х пар электропоездов с отправлением от станции Саратов-1.
Реализовать мероприятия по созданию остановочного пункта планируется в период до ввода аэропортового комплекса в эксплуатацию».
Как понятно из ответа, речи о строительстве специальной ветки прямо до здания аэровокзала не идет. Зато планируются новая остановка с двумя платформами, которую должны построить до того, как из аэропорта начнут летать самолеты. И всего лишь три электрички до аэропорта и обратно в течение дня.
На дальней станции сойду — трава по пояс
Схожий запрос редакция отправила и г-ну Альмееву, рассчитывая на то, что железнодорожники сообщат более подробные сведения. Новые данные, которые содержатся в ответе дороги, по сравнению с ответом Разделкина, состоят в следующем.
Во-первых, Приволжской железной дорогой разработан «проект технико-экономического обоснования строительства остановочного пункта на 267 км перегона Липовский-Тарханы в районе строящегося нового аэропортового комплекса». Идет доработка технико-экономического обоснования «в части определения стоимостных параметров строительства».
Во-вторых, переход через железнодорожные пути, о котором написал Разделкин, будет крытым. Кроме того, предполагается «обустройство подходов к остановочному пункту в районе строительства аэропортового комплекса». Проще говоря, брести от сверкающего прекрасного аэровокзала до остановки электрички по осенней грязи и заснеженному перелеску, видимо, не придется — можно надеяться на нормальные пешеходные дорожки.
Ну и, в-третьих, «оптимальная схема доставки пассажиров до аэропорта» будет определена «при подписании Соглашения и вводе в эксплуатацию нового аэропортового комплекса, с учетом расписания авиарейсов, совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области».
После того, как редакция получила ответы на свои запросы, губернатор Валерий Радаев и начальник дороги Сергей Альмеев подписали соглашение «о взаимодействии в области реализаций намерений по организации остановочного пункта». Это произошло 11 июля 2018 года. В официальном пресс-релизе на сайте компании приведены все те же данные — про две платформы, крытый переход и обустройство подходов.
В последних числах июля 2018 года место будущей остановки электричек «267 км» выглядело в духе выражения «ничего не предвещало».
По обе стороны магистрали пока буйно колосятся травы и цветы.
И без меня обратный скорый-скорый поезд…
Когда это место должно будет неузнаваемо измениться, пока не понятно: никаких подробностей о конкретных сроках начала и окончания работ в пресс-релизе и ответах редакции не указано.
Альмеев на подписании соглашения сообщил, что проект строительства новой станции у аэропорта будет реализован «в течение двух лет». Два года — это 2018-й и 2019-й? Или отсчет начинается с момента подписания соглашения — то есть, с лета 2018-го? Тогда выходит, что завершения проекта надо ждать не ранее лета 2020-го?
Губернатор и инвесторы при этом часто говорят о том, что полёты из «Гагарина» начнутся уже в 2019 году. Значит, новую железнодорожную станцию закончат позже сдачи аэропорта? Или все-таки ее введут в строй одновременно с запуском авиаузла? Это пока совершенно не понятно.
Если «Гагарин» начнет работать раньше, чем новая остановка и специальные электропоезда, то некоторые (а может даже и многие) пассажиры в этой ситуации наверняка предпочтут воспользоваться действующими электричками и остановками. Особенно если транспортники и чиновники не успеют вовремя подсуетиться с автобусными маршрутами в аэропорт.
Брести до аэровокзала будет не близко. Расстояние от станции «269-й км» до строящегося аэровокзала по карте по прямой (через лесополосу, дороги и поля) — более километра, от «266-го км» — почти полтора. С чемоданами особо не набегаешься.
С другой стороны, даже сейчас на обычном электропоезде можно доехать до остановки «269 км» с вокзала за 1 час 10 минут и менее чем за 100 рублей. Цены на такси будут явно выше. Вопрос — во сколько раз. Все это нам еще предстоит узнать, когда аэропорт заработает. Но можно не сомневаться, что в этом отношении будет немало сюрпризов и удивительных рекордов.
В настоящее время обе остановки электричек поблизости от нового аэропорта — это обычные дачные летние платформы.
Если иметь в виду, что пассажиры самолётов все равно будут пытаться воспользоваться ими, может быть, следовало бы и их модернизировать и привести в более подходящее состояние? На «переходный период», так сказать?
Планируется ли в 2018 году реконструкция, реорганизация или дополнительное строительство на действующих остановках электропоездов, находящихся возле нового аэропорта? В запросах в правительство и руководству Приволжской железной дороги мы задали такой вопрос. Ответа в обоих случаях не последовало.
Таким образом, возникает следующая гипотеза. Если со всеми согласованиями и работами совместить запуск аэропорта и окончание строительных работ на новой станции не успеют, то первое время пассажирам придется брести с чемоданами до терминала пешком от остановки «269 км» под дождями, снегами и ветрами по расхлябанной грунтовке и ждать электричку в город под открытым небом.
Это предположение — вовсе не попытка поставить под сомнение благородные планы железной дороги и областной власти. Это опасение, что в нашей стране вообще и в нашей конкретной Саратовской области в частности намерение «хотели как лучше» часто превращается в «получилось как всегда». Описанный выше вариант временных трудностей — не фантастический. Хотя лучше бы, конечно, он остался гипотетическим.
Конечно, можно еще предположить, что самолетам разрешат летать в Сабуровку только после того, как железнодорожники построят и введут в эксплуатацию новые остановки для пассажиров электричек. Но эта гипотеза кажется уж совсем невероятной.
Сейчас в хорошую летнюю погоду подходы к обеим остановкам выглядят также, как и везде в подобных случаях.
Их состояние в другие времена года и, соответственно, перспективы передвижения пешком с чемоданами каждый может мысленно дорисовать сам в меру собственного жизненного опыта.
…растает где-то в шуме городском
Пока анонсируются три пары электропоездов в день. Вероятно, это означает, что будет по одному рейсу до аэропорта и обратно утром, днем и вечером. Значит, если ваш самолёт прибыл слишком поздно (или был задержан), когда последняя электричка и автобус уже ушли в Саратов, а на такси денег нет (или «жаба душит»), то «куковать» в аэропорту придется до утра.
В то же время нельзя не отметить, что при подписании соглашения звучала цифра «40 минут» — именно столько якобы будет составлять время в пути от вокзала Саратова до новой станции на специальной электричке. Поездка из Сабуровки в центр города или обратно на автобусе, такси или личном автомобиле продлится дольше.
В любом случае, пока это планы, которые будут проверены опытом, когда все полетит и заработает.
Дальнейшее развитие комфортной среды для пассажиров во многом связано с другими большими и сложными процессами. Если в России (минутка оптимизма) снова начнет бурно расти экономика, если у граждан появится больше денег на путешествия и деловые поездки, если в аэропорт «Гагарин» и из него будет много авиарейсов, а значит, возникнет большой пассажиропоток, РЖД, может быть, еще и построит «веточку», как выражается Альмеев, прямо к зданию терминала. И пустит по ней много удобных электричек.
Но, как говорят в таких случаях, «это будет уже совсем другая история». Если она вообще будет.