Присели на дорожку: почему жители Саратовского района не рады ежегодному освоению «асфальтовых» миллионов рублей местными властями

20 августа 2018, 10:10

Одна и та же фирма год за годом получает контракты на выполнение ремонта дорог в Саратовском районе. Ее руководитель — бывший чиновник местной администрации — приобретает дорогие иномарки, козыряя ими в соцсетях. Сама компания имеет признаки банкротства, но продолжает участвовать в аукционах и побеждать, как единственная организация, заявленная на торги. А жители близлежащих сел пишут обращения к губернатору по поводу ужасного состояния отремонтированных дорог. Связаны ли между собой все эти события? В этом разобралось ИА «Версия-Саратов».

О дорожных проблемах жителей сел Поповка и Константиновка Саратовского района наше издание уже подробно рассказывало в прошлом году. Например, о том, что населенные пункты здесь стараются  обходить стороной сотрудники «скорой помощи». И о том, как местные автолюбители оставляют в глубоких ямах и рытвинах куски своих машин.

 

Так выглядит проблемная дорога сейчас

 

Людей больше всего возмущало то, что на ремонт единственной дороги, соединяющей их села с федеральной трассой, ежегодно выделяются бюджетные средства, которые якобы неэффективно расходуются. Так, речь шла о сомнительном ямочном ремонте, когда «после первых дождей» наспех закатанные в асфальт ямы появляются снова. И о том, что к работам, по какой-то причине, тут постоянно приступают лишь осенью. То есть, в самое неподходящее для этого время.

 

Так это выглядело в 2017 году…

 

Как выяснилось, с тех пор мало что изменилось. Не так давно жители села Константиновка написали очередное обращение. На сей раз — к губернатору Саратовской области Валерию Радаеву. Подписанты попросили главу региона лично наведаться к ним, чтобы на себе ощутить всю «эффективность» дорожных работ, проводимых здесь в последние годы.

«До нас не доезжают автобусы, мы теряем связь с внешним миром, не говоря о том, что мы тратим огромные деньги на ремонт наших автомобилей, — говорится в обращении. — Насколько мы знаем, каждый год на ремонт этой многострадальной дороги выделяются деньги. Причем они великолепно осваиваются. Каждый год тендер выигрывает одна и та же контора — «СМУ-3 «СаратовАвтоДор» во главе с руководителем Максимом Кишояном… Но ремонтом то, что они делают, можно назвать с трудом».

Жители села предположили, что затрачивая миллионы рублей ежегодно на «латание дыр», власти попросту распыляют бюджетные средства. Причем, в нужном для себя направлении. Вместо того чтобы сделать один раз и надолго.

 

Состояние дороги летом 2018 года…

 

До того, как обратиться к Радаеву, сельчане жаловались журналистам на странное освоение «асфальтовых» миллионов. Еще в начале июля этого года наше издание попыталось разобраться в ситуации. Корреспондент опросил представителей власти, которые заверили, что про дорогу к Поповке и Константиновке помнят, но на то, чтобы привести ее в порядок не хватает денег.

Между тем, выяснилось, что очередной транш — более 8 миллионов рублей (на ремонт дороги к этим двум селам, а также к селу Свинцовка) — снова ушел руководству «СМУ-3 «СаратовАвтоДор». Компании, производившей аналогичные работы в прошлом году. Генеральный директор этой фирмы — Максим Кишоян — заверил журналистов, что его сотрудники уже 9 июля 2018 года приступят к ремонту дороги на Константиновку и выполнят условия контракта меньше чем за неделю.

Однако в назначенный срок техника в районе так и не появилась. А руководитель компании, немного покормив назойливых журналистов «завтраками», вовсе перестал отвечать на телефонные звонки из редакции.

 

Максим Кишоян / © соцсеть «ВКонтакте»

 

К слову, ремонт дороги на этом участке не начался и по сей день, хотя с тех пор прошло уже более месяца. Как же так? Ведь между чиновниками и подрядчиком заключен контракт, который должен выполняться. Это даже если не брать в расчет обещания дорожника…

Выясняя, почему так происходит, мы обнаружили много интересного. Возможно, к этому делу стоит внимательно присмотреться и компетентным органам, контролирующим расходование бюджетных средств.

Итак, оказалось, что администрация Саратовского района в этом году успела провести два аукциона, касающиеся ремонта дороги к Поповке и Константиновке. В тендерной документации испещренная ямами транспортная артерия честно зовется не дорогой, а «автоподъездом».

Первая закупка, проведенная в мае–июне этого года, предусматривала траты из бюджета в размере 8,1 миллиона рублей (здесь контракт был «разбавлен» еще одним направлением — на Свинцовку). Второй аукцион, завершившийся 1 августа, касался конкретно ремонта одной многострадальной дороги. На это бюджет дополнительно выделил еще около 1 миллиона рублей.

В обоих случаях реанимировать автоподъезд к селам вызвалась лишь одна контора — то самое ООО «СМУ-3 «СаратовАвтоДор». Фирма автоматически победила — как единственный участник.

Сроки выполнения работ, прописанные чиновниками в контрактах, показались нам сильно завышенными. Так, в первом случае компании Максима Кишояна на проведение ремонта отвели… 3 месяца! С 6 июня (день подведения итогов аукциона) и до 1 сентября 2018 года. Во втором случае, где осваивается относительно небольшая сумма бюджетных средств, работы могут продлиться 2 месяца — с 1 августа по 30 сентября.

На самом деле требуемые заказчиком объемы «закрываются» в куда более сжатые сроки: счет идет на дни, в крайнем случае — на недели. Но никак не на месяцы. Об этом говорят и местные жители, не первый год наблюдающие за ремонтом дороги, и сам Кишоян, обещавший журналистам меньше чем за неделю освоить средства на подъезде к Константиновке. В чем же тогда подвох?

 

 

На этот счет есть две версии. Официальную нашему изданию озвучили в администрации Саратовского района. Сотрудник, отвечающий за заключение контрактов с подрядными организациями, сообщил, что ни одна компания якобы не станет принимать участие в аукционе, если документацией не будет предусмотрен большой простор для маневров на случай форс-мажора. Мол, поэтому и сроки такие большие.

А вот еще одна версия. Изучив историю заключенных с ООО «СМУ-3 «СаратовАвтоДор» контрактов на сайте госзаказа только за неполный 2018 год, мы обнаружили 11 аукционов, в которых фирма Максима Кишояна стала победителем. Из них 6 заказов касаются выполнения работ в Саратовском районе, а оставшиеся 5 — в Энгельсе. Общая сумма финансирования, предусмотренная контрактами — более 100 миллионов рублей.

Поскольку объекты разбросаны по разным концам обширного района, простирающегося вдоль Саратова (не говоря уже о левобережном городе-спутнике областного центра), логично предположить, что у подрядчика попросту не хватает техники и рабочих на то, чтобы исполнять все контракты одновременно. Очень похоже на то, что здраво оценив свои силы, предприниматель мог попросить представителей администрации Саратовского района «застолбить» заказы за собой. То есть, установить такие сроки выполнения работ, чтобы и контракт получить, и успеть его исполнить.

В пользу этой версии говорит то, что пять из шести дорожных аукционов, выигранных Кишояном в Саратовском районе в 2018 году, стали безальтернативными. Несмотря на «просторные» сроки выполнения работ, установленные чиновниками, на торги подавалась лишь одна заявка, а заказ уходил подрядчику по начальной (максимальной) цене.

Еще один контракт — на ремонт дорог в поселках Зоринский и Соколовый — ООО «СМУ-3 «СаратовАвтоДор» получило в результате конкурентной борьбы. На аукцион заявился еще один участник — ООО «Региональная Строительная Компания». Директором и учредителем этой саратовской фирмы, по данным www.kartoteka.ru, является Камо Погосян. В результате, объекты все равно достались Максиму Кишояну, однако цена контракта несколько снизилась — с 8,8 до 8,1 миллиона рублей.

В беседе с корреспондентом ИА «Версия-Саратов» Погосян не стал рассказывать о том, почему заявил свою фирму только на один из многочисленных аукционов, проходивших в Саратовском районе. Он лишь отметил, что реально сражался за контракт, но цену, ниже той, которую предложил в итоге конкурент, брать было невыгодно.

Интересно, что те же две организации «схлестнулись» между собой и в другом тендере — по благоустройству Детского парка в Энгельсе. Борьба была более жесткой — цена контракта в итоге «упала» с 8,8 до 5,8 миллиона рублей.

Вообще, в отличие от Саратовского района, в Энгельсском все тендеры для Максима Кишояна стали настоящим испытанием. На них заявлялись два и более участника, в результате чего аукционы действительно работали на экономию бюджетных средств. В ходе конкурентной борьбы, стоимость выполнения работ снижалась на миллионы рублей. Например, в случае с ремонтом дороги по улице Промышленная в Энгельсе местным властям удалось сэкономить таким образом аж 12 миллионов!

По нашим данным, именно на левом берегу сейчас находится вся техника «СМУ-3» — там фирма отрабатывает заказы энгельсских чиновников, которые должны быть выполнены преимущественно до 1 сентября этого года.

 

Рабочие и техника «СМУ-3» в Энгельсе

 

— Там и руководство сейчас все, и оборудование, — подтвердил эту информацию нашему корреспонденту заместитель гендиректора дорожной компании по безопасности — единственный руководитель ООО, которого нам удалось застать в рабочий день на базе предприятия. — Вы вечером приезжайте, тогда здесь вся наша техника в ряд выстроена.

Сама компания территориально расположена совсем недалеко от проблемной дороги, на которую жалуются сельчане — в том же Саратовском районе (рабочий поселок Красный октябрь, улица Лесная, 22). Но заказы из отдаленного Энгельса, по всей видимости, приоритетнее. Ведь там глава района хочет для жителей улучшений как можно скорее, и претендентов на выполнение работ — множество. А тут — делай хоть осенью, под проливным дождем?

Что же это за компания такая — «СМУ-3 «СаратовАвтоДор»? Почему у нее не первый год получается работать в Саратовском районе с такими привилегиями? По данным www.kartoteka.ru, фирма была создана еще в 1996 году. В настоящее время учредителями ООО с вкладами в уставный капитал по 5 тысяч рублей значатся два человека — Степан Гурщенко и близкий родственник гендиректора — Алексей Кишоян.

Сам Максим Кишоян, по данным картотеки, с 2007 по 2009 годы успел поработать исполнительным директором фирмы, после чего подался в чиновники. На своей странице в соцсети «ВКонтакте» Максим Алексеевич рассказывает, что с 2009 по 2011 годы трудился в администрации Краснооктябрьского муниципального образования, потом работал первым заместителем главы и исполняющим обязанности зама главы администрации Саратовского района по социальным вопросам. Вплоть до лета 2013 года.

Интересное совпадение — по официальным данным налоговой, Максим Кишоян возглавил «СМУ-3 «СаратовАвтоДор» 5 июня 2013 года. А уже 22 июля того же года стало известно о задержании бывшего руководителя Кишояна — и. о. главы администрации Саратовского района Василия Синичкина. Его обвинили в превышении должностных полномочий. Речь шла о сборе «спонсорской помощи» с местных предпринимателей. Через два года Василия Павловича амнистировали в связи с празднованием Победы в Великой Отечественной войне.

 

Василий Синичкин (справа) со своими адвокатами в суде

 

Пока Синичкин находился под следствием, вернувшийся в дорожный бизнес Максим Кишоян, видимо, налаживал контакты с новым районным руководителем — экс-министром сельского хозяйства Саратовской области Иваном Бабошкиным. Иван Анатольевич и по сей день возглавляет местную администрацию. А взаимоотношения между чиновниками-заказчиками и фирмой-исполнителем, судя по картотеке госзаказа, действительно сложились неплохие.

 

Иван Бабошкин

 

Стоит отметить, что интересы семьи Кишоян не ограничиваются только лишь проведением ремонта на дорогах региона. Помимо прочего, на той же базе в поселке Красный октябрь размещен бетонный завод «СМУ-3», который весьма креативно представлен на рекламных плакатах в Сети.

 

 

А вот с щебнем и битумом, необходимыми для освоения дорожных контрактов, похоже, у организации возникли проблемы. Во всяком случае, источник в администрации Саратовского района сообщил, что за время исполнения условий выигранных фирмой Кишояна аукционов сменилась ценовая политика компаний, поставляющих эти материалы. И возникла заминка с поставками. Якобы это — еще одна причина, по которой сельские дороги до сих пор находятся в удручающем состоянии.

Как удалось выяснить нашему изданию, финансовые трудности, связанные с закупкой битума, начались у «СМУ-3 «СаратовАвтоДор» еще задолго до заключения текущих госконтрактов. Так, в марте 2018 года саратовская компания «Битум Инвест» попыталась через арбитражный суд региона взыскать с дорожников более 1,5 миллиона рублей задолженности по договору поставки от 2017 года.

Летом этого года стороны заключили мировое соглашение, по которому компания Кишояна обязалась до 20 июня добровольно перечислить долг на счет истца. Видимо, условия ответчиком выполнены так и не были. Как бы то ни было, 11 июля 2018 года «Битум Инвест» официально сообщил о намерении кредитора обратиться в суд с заявлением о банкротстве «СМУ-3 «СаратовАвтоДор».

Эта информация находится в открытом доступе. Но власти Саратовского района в августе заключили очередной контракт (как раз на ремонт еще одного участка дороги на Константиновку — на сумму свыше 900 тысяч рублей) с фирмой, которая имеет признаки банкротства.

С одной стороны, поддержка предприятий — это, конечно, хорошо. Но стоит, наверное, думать и о простых жителях, которые в результате такой вот поддержки вынуждены все лето разбивать автомобили в дорожных ямах, чтобы осенью увидеть, как бюджетные деньги закатывают в асфальт в, мягко говоря, неподходящих условиях.

Нельзя также забывать о возможных рисках, связанных с безальтернативными аукционами. В случае если за контракт боролись более одной компании — все просто. Допустим, победитель по какой-то причине не способен выполнить заказ, и тогда работы доверяют компании, которая предложила более выгодные условия после победителя. Но если участник был один, то единственное решение — проведение повторного аукциона. В случае с сельскими дорогами в Саратовском районе, если история с банкротством все-таки получит свое продолжение, это означает только одно — ремонта в этом году жители могут не ждать.

Между тем, имущество «СМУ-3 «СаратовАвтоДор» сейчас находится в залогах у различных кредитных организаций. Речь идет, наверное, обо всей технике, имеющейся у предприятия — дорожные катки, самосвалы, автомобильный кран и даже целый бетонный завод.

 

© соцсеть «ВКонтакте»

 

В июне 2018 года, среди прочих транспортных средств, ООО заложило в банке две дорогостоящие иномарки, снимками которых Максим Кишоян делился в соцсети в 2014–2015 годах.

 

© соцсеть «ВКонтакте»

 

Один из шести текущих залогов компании перед банками / © «Коммерсантъ КАРТОТЕКА»

 

В то же время, в администрации Саратовского района, по всей видимости, работают настоящие оптимисты. Они уверены, что условия контрактов, заключенных в этом году с «СМУ-3 «СаратовАвтоДор», будут выполнены. Чиновники отреагировали на обращение сельчан к главе региона. Они заверили, что даже «при дефиците денежных средств на дорожную деятельность» постараются обеспечить людям, проживающим в Константиновке и Поповке, безопасный проезд по дороге до своих населенных пунктов.

«Будет заменен участок дорожного полотна на новый асфальт на всю ширину покрытия дороги. Объем ремонта составит 6290 кв. метров. Срок выполнения данного ремонта до 01.09.2018 года. Также будет проведен ямочный ремонт на данной дороге: проведен аукцион по определению подрядчика на выполнение работ. Объем ямочного ремонта составит 1157 кв. метров», — говорится в ответе местных властей.

Чиновники сообщили, что проблемный автоподъезд к селам был передан в собственность местной администрации лишь в 2016 году. В ужасном состоянии.

«Данная дорога имеет протяженность 11,35 км и для замены дорожного покрытия в полном объеме необходим более 50 млн. рублей. При этом ежегодный объем денежных средств бюджета Саратовского муниципального района на дорожную деятельность не превышает 30 млн. рублей», — подчеркнули в администрации.

Так что, надеяться местным жителям остается лишь на ямочный ремонт. Если он все-таки будет проведен.

— Где-то на следующей неделе должны к работам приступить, — в очередной раз пообещал корреспонденту ИА «Версия-Саратов» Максим Кишоян в телефонной беседе 15 августа.

Также гендиректор ООО «СМУ-3 «СаратовАвтоДор» сообщил, что ничего не слышал о намерении представителей «Битум Инвест» обанкротить его организацию.

— Я не в курсе того, о чем вы сейчас говорите, — отметил он.