Состояние нестояния: обзор 13 мостов Саратова (спойлер — всё очень плохо)

6 сентября 2018, 12:26

«Мостовые переходы все в аварийном состоянии, поэтому отступать тоже нельзя», — такое признание сделал губернатор Валерий Радаев 3 августа на встрече с жителями двора на пересечении улиц 2-й Садовой и Чернышевского. Мы решили воочию убедиться в правдивости слов председателя областного правительства — в течение августа прошли по каждому мосту и даже залезли под них (почувствовали себя мифическими троллями). Обнадежить нечем. Конструктивные особенности предстоит оценить специалистам, но внешне мосты, доставшиеся в наследство от советских инженеров, выглядят удручающе. А денег на их ремонт нет.

Первый пошёл…

21 июня. Заместитель председателя комитета дорожного хозяйства мэрии Сергей Кузнецов заявил о возможном закрытии  Трофимовского моста. «Вопрос об обрушении не стоит, но срочно надо провести капитальный ремонт. Потому что если еще потянуть время, может стоять вопрос о закрытии», — заявил чиновник.

Ровно через месяц мэрия заявила о частичном перекрытии движения по аварийному мосту. ООО «Институт Проектмостореконструкция» после обследования объекта приняло решение сузить движение до двух полос, запретив въезд грузовикам тяжелее 20 тонн. Его закрыли первым. Не на ремонт. В крайние полосы просто забили железные столбы.

24 июля. Жители Саратова попросили власти обратить внимание на состояние моста через Глебучев овраг. Тротуары разваливаются, перила висят над пропастью, но денег на ремонт и содержание не предусмотрено.

2 августа. Июльские ливни размыли песчаное основание и разрушили водоотвод на самом молодом мосту в городе — путепроводе через Алексеевский овраг.

3 августа. Губернатор Валерий Радаев заявил об аварийном состоянии всех мостов в Саратове. Также он озвучил стоимость ремонта Трофимовского моста — 600 миллионов рублей. «Можем в него 600 миллионов отдать, а дорог не прибавится», — расставил приоритеты глава региона. Он признал, что больше тянуть некуда, надо начинать ремонтировать.

17 августа. Саратовцев ужаснуло состояние моста около Табачной фабрики. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области пообещали включить путепровод в план диагностики. Сколько денег нужно на его ремонт, пока никто не берется оценивать.

 

Ржавеющие артефакты и несветлое будущее

На некоторых мостах еще сохранились ржавеющие артефакты — таблички с надписью: «Путепровод обслуживает МП Мост-С». С номером телефона, по которому уже давно никто не отвечает. Предприятие существовало в 90-е годы и занималось обслуживанием городских мостов. Ему на смену пришло МУП «Саратов-Мост». Оно просуществовало с 2002 по 2009 годы, и в итоге было ликвидировано.

Сейчас мосты находятся на балансе Саратова. Города с дефицитным бюджетом и муниципальным долгом в 6 миллиардов. В ответ на официальный запрос ИА «Версия-Саратов» в администрации города сообщили, что капитальный ремонт ни одного из саратовских мостов никогда не проводился. Притом что два самых старых из них уже «предпенсионного возраста» — в этом году исполняется 58 лет с момента их постройки. Для капитального ремонта сооружений необходимо проведение технического обследования, на основании которого можно определить объем ремонтных работ и их примерную стоимость. Этим начали заниматься только в 2018 году.

«ООО „Институт Проектмостореконструкция“ было проведено техническое обследование автодорожного путепровода в районе „Стрелки“, путепровода „Трофимовский“ и путепровода на 3-й Дачной, на основании которого были даны рекомендации по приведению этих сооружений в нормативное состояние. В соответствии с рекомендациями принято решение о разработке проектно-сметной документации на реконструкцию путепровода „Трофимовский“», — рассказали в мэрии.

Видимо, там дела совсем плохи. Мосты на Стрелке и 3-й Дачной — на очереди. Еще несколько могут быть обследованы в 2019 году, но о капремонте пока речи не идет.

 

Чёртова дюжина

Мост Саратов-Энгельс в обзор не вошел, фотографии остальных 13 мостов сделаны в августе 2018 года. Предлагаем читателям посмотреть, в каком состоянии находятся путепроводы, которые связывают воедино город, разделенный железнодорожными путями и оврагами.

 

1. Путепровод на проспекте Энтузиастов

Построен в 1960 году.

Один из самых старых мостов в городе. Он, как и путепровод в районе стадиона «Волга», был возведен в 1960 году. Проезжая часть и тротуары находятся в нормальном состоянии, а вот старые перильные ограждения рассыпаются на глазах. Тем не менее, для своего возраста мост выглядит неплохо. Под ним образовалась несанкционированная свалка и, судя по запаху, местные используют потайные места в качестве туалета. Отсутствует часть бетонных плит, которые удерживают насыпь моста от сползания. Не исключено, что их просто стащили.

 

2. Путепровод на Новоастраханском шоссе (в районе улицы 7-й Нагорной)

Построен в 1960 году.

Мост уводит транспортный поток по Новоастраханскому шоссе от развязки у стадиона Волга. Проезжая часть находится в хорошем состоянии. Пешеходные дорожки за исключением пары ям также выглядят неплохо. А вот железобетонные перила с 1960 года уже порядком истрепались, местами от них осталась одна арматура.

 

3-4. Путепроводы на Стрелке

На Стрелке расположены два моста: автомобильный (построен в 1963 году), и автомобильно-трамвайный (построен в 1969 году)

Они являются главной транспортной артерией, связывающей Ленинский и часть Кировского района с центром города. О необходимости строительства новой транспортной развязки на Стрелке говорят уже более 10 лет, но пока дело не продвинулось дальше подготовки документов.

Приходится довольствоваться существующим мостом, в этом году отметившим 55-летие. Ремонт асфальта на путепроводе провели в августе 2018 года. Снизу видны многочисленные изъяны и оголенная арматура. Под мостами есть пара стихийных свалок. Тротуары и ограждение также сильно потрепаны, местами отсутствуют бордюры, отделяющие проезжую часть от пешеходной, они просто раскрошились.

 

5. Путепровод на улице Буровой

Построен в 1965 году.

Небольшой мост через железнодорожные пути связывает улицу Гвардейскую и улицу Буровую, 7-ю Дачную и Елшанку. Самый короткий мост в Саратове. Проезжая часть и тротуары не без изъянов. Самое слабое место, как и у большинства мостов, — стыки с насыпной частью.

 

6. Путепровод «Трофимовский»

Построен в 1968 году.

Мост связывает две части Ленинского района — микрорайон Техстекло и начало улицы Панфилова, разделенные железной дорогой и Московским шоссе. Он оказывает серьезную помощь в разгрузке путепровода на 3-й Дачной. 50-летний мост закрыли первым, его лучшие годы давно позади. Внизу опоры уже стянуты несколькими железными скобами — видимо там пошли трещины. Проезжая часть и тротуар находятся не в самом плохом состоянии. Провалы только на стыках плит (беда всех саратовских мостов). Сейчас на проезжей части просто вбили железные столбы, сузив дорогу до двух полос. Очевидно, что техническое состояние Трофимовского моста — худшее в городе, если его первым выбрали для капремонта.

 

7. Путепровод на 3-й Дачной

Построен в 1968 году.

Ровесник Трофимовского моста. Путепровод, связывающий площадь Ленина с улицей Ипподромной, является частью оживленной транспортной развязки. Помимо огромного потока личного автотранспорта, здесь проходят десятки маршрутов автобусов и троллейбусов. Трудно переоценить его значение для Саратова. Состояние проезжей части — худшее из всех мостов в городе. Ямы, глубокие колеи, трещины, асфальт сильно изношен. На тротуарах также небольшие дыры, в основном — это провалы на стыках. Но пешеходная часть по сравнению с другими мостами выглядит сносно.

 

8. Путепровод на Новоастраханском шоссе (в районе улицы Крымской)

Построен в 1968 году.

Один из самых протяженных мостов. Он уводит транспортные потоки из города и является объездным маршрутом через Кумысную поляну, а также одним из заездов в поселок Комсомольский. Это мост с самыми «убитыми» тротуарами. Их разрушение уже дошло до крайней стадии. Провалы зияют буквально через каждый метр. Добавьте к этому открытые люки и рассыпающиеся бордюры, и вы получите примерное представление, насколько опасно пешеходам на этом мосту.

 

9. Путепровод на улице Чернышевского (через Глебучев овраг)

Построен в 1972 году.

Мост является одной из трех магистралей (помимо улиц Большая Горная и Большая Затонская), по которой огромный поток автомобилей и автобусов ежедневно перемещается из Энгельса в Саратов и обратно. Его закрытие (или частичное перекрытие как в случае с Трофимовским) может привести к транспортному коллапсу. Асфальт на проезжей части меняли несколько лет назад, но сейчас уже явно наблюдаются колейность и трещина на стыке моста.

Пешеходные зоны и ограждения находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Куски бетона буквально отваливаются и падают вниз, под ногами у пешеходов зияют дыры, а перила кое-где уже никак не укреплены и буквально висят в воздухе. Когда проезжает автобус большой вместимости, мост сотрясает вибрация. Ходить по нему нужно очень внимательно, и лучше не опираться на перила. На всякий случай.

Под мостом, в 20 метрах от современного уличного спортивного комплекса, которым так любят хвастать областные и городские власти, раскинулась несанкционированная свалка. Летом в жару до футбольного поля с нее доносится характерный запах.

 

10. Путепровод в районе табачной фабрики

Построен в 1976 году.

Совмещенный мост для автомобилей и трамваев главный и кратчайший путь в завокзальный район Саратова. Ближайшая альтернатива — это 13-й Белоглинский проезд — узкая дорога, проходящая под железнодорожными путями, где несколько десятков раз в год застревают «ГАЗели». Поэтому весь большегрузный транспорт следует по путепроводу за табачной фабрикой.

Асфальт находится в хорошем состоянии за исключением середины моста, где у деформационного шва покрытие полностью стерлось, начали появляться ямы. Тротуары здесь в еще худшем состоянии, чем на мосту через Глубучев овраг: еще больше дыр, провалов и обвалившегося под перилами бетона, обнажившего металлическую арматуру. Трамвайные пути также находятся не в лучшем состоянии и к тому же густо поросли травой.

 

11. Путепровод на улице Технической

Построен в 1984 году.

Один из самых молодых мостов, связывающий две магистрали — проспект 50 лет Октября и улицу Навашина. В силу «юного» возраста, таких разрушений как на других путепроводах, на Технической пока не наблюдается. На проезжей части видна серьезная трещина на стыке моста с насыпной частью. За исключением пары ям тротуар находится в хорошем состоянии. На разделительной полосе есть открытый колодец. На фоне остальных, путепровод на Технической смотрится достойно.

 

12. Путепровод на улице Орджоникидзе

Построен в 1996 году.

Единственный путепровод, построенный в 90-е годы. За 20 с лишним лет главный путь из Заводского района в сторону центра города немного потрепало: можно увидеть трещины на стыках и разрушенные бордюры и ограждения. В целом проезжая часть, тротуары и перила в удовлетворительном состоянии.
Под мостом — большая свалка бытового мусора.

 

13. Путепровод через Алексеевский овраг в поселок Юбилейный

Построен в 2010 году.

Самый новый и современный мост Саратова, главная дорога в поселок Юбилейный. У него пока нет каких-то недостатков. Единственное, что вызывает опасение — это дренаж. Ливни, которые шли в июле 2018 года, полностью разрушили бетонный желоб для отвода воды. Под мостом образовалась огромная промоина. Сейчас водоотвод восстановили. Осень покажет, насколько хорошо это сделано и не повторятся ли июльские разрушения.

Мост устоял перед стихией, но перед вандалами — нет. Он оборудован шумозащитными экранами из прочного стекла. Нашлись «умельцы», которые смогли их разбить.

 

P. S. Вывод простой — вскоре властям придется переключиться с ремонта дорог на спасение мостов. А на это нужны совсем иные суммы. Намного большие, чем тратятся на новый слой асфальта.

P. P. S. Еще больше фото саратовских мостов смотрите ниже в галерее.