Сегодня Верховный суд России принял постановление, в котором прописал рекомендации для судей при рассмотрении дел экстремистской направленности о лайках и репостах в социальных сетях.
Теперь судьи должны будут оценивать не только саму информацию в переопубликованном посте, но также и контекст — личность автора, наполнение его профиля. В частности, нужно будет учитывать, является ли автор поста приверженцем радикальной идеологии, участвует ли в экстремистских объединениях, привлекался ли к уголовной или административной ответственности за подобные преступления ранее. Кроме того, служителям Фемиды рекомендовано самим оценивать публикацию на вопрос экстремизма, а не слепо верить экспертам. Необходимо обращать внимание и на то, скольким людям стала доступна информация после репоста, и как изменилось их поведение.
Также в постановлении говорится, что даже экстремистский пост в соцсети может рассматриваться не как преступление, если он не несет опасности для общества. В качестве доказательств обратного в суде нужно будет представить мотивы и общественную опасность размещения поста или репоста.
Возбуждение дела об экстремизме, по мнению Верховного суда, возможно, «если лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело цель возбудить ненависть или вражду».
Судья Верховного суда Владимир Давыдов сообщил, что уже вступившие в силу приговоры об экстремизме за репосты нужно пересмотреть.
Напомним, что после волны уголовных дел за репосты в соцсетях в России началась активная дискуссия о том, нужно ли смягчить наказание за эти деяния. В частности, омбудсмен по правам человека Татьяна Москалькова призвала «искусственно не увеличивать» количество людей с судимостью, в Кремле посоветовали придерживаться «здравого смысла». Владелец самых популярных в России соцсетей («ВКонтакте» и «Одноклассники») обвинил полицию в «немотивированной жесткости». В Госдуму был внесен законопроект об отмене уголовного преследования за лайки и репосты. Однако нижняя палата парламента документ отклонила, заявив, что он был составлен неправильно.