Счётная палата перечислила основные преимущества и недостатки проекта федерального бюджета на 2019–2021 годы, который сегодня был утверждён Госдумой во втором, основном чтении. Оценку документа СП подготовила по просьбе ТАСС.
Самым значительным плюсом Счётная палата сочла то, что бюджет свёрстан как профицитный (доходы больше расходов) — впервые с 2012 года. Доходы бюджета в 2019 году должны превысить расходы на 1,9 трлн рублей, в 2020-м — на 1,2 трлн, в 2021 году — на 0,95 трлн рублей. Ожидается, что профицитным станет и бюджет нынешнего года: вместо изначально предполагавшегося дефицита в 1,3% ВВП доходы превысят расходы на 2,1%.
Второй плюс — достижение Фондом национального благосостояния (ФНБ) уровня в 7% ВВП, который позволит властям вкладывать эти средства в различные проекты. По действующим правилам, эти проекты должны быть самоокупаемыми, а их перечень утверждает правительство.
Третье преимущество бюджета, как полагают в Счётной палате, заключается в том, что было выделено финансирование для 12 национальных проектов и комплексного плана модернизации инфраструктуры. В 2019 году на эти цели планируется направить 1,7 трлн рублей, в 2020-м — 1,86 трлн, в 2021-м — 2,1 трлн рублей.
Четвёртый плюс документа — формирование с 2019 года Фонда развития. Предполагается, что деньги из него пойдут на крупные инфраструктурные проекты, улучшающие жизнь россиян, — жилищное строительство, развитие здравоохранение, создание образовательных центров, обеспечение связью.
Пятым плюсом Счётная палата считает изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, которые, по мнению Минфина, пополнить бюджеты регионов.
К недостаткам проекта бюджета ведомство отнесло отсутствие целевых показателей национальных проектов, из-за чего сложно оценить вклад их реализации в достижение национальных целей, установленных «майским указом» президента Владимира Путина.
Напомним, в числе целей — увеличение численности населения и продолжительности жизни, снижение уровня бедности вдвое, повышение уровня жизни граждан и рост их реальных доходов, а также обеспечение темпов роста экономики выше мировых и вхождение России в топ-5 крупнейших экономик мира.
Ещё один минус — завышенные ожидания правительства от дивидендов госкомпаний. В 2019 году эти доходы бюджета должны составить 392,3 млрд рублей, в 2020-м — 423,5 млрд, в 2021-м — 491,3 млрд рублей. Как отметили специалисты Счётной палаты, в проекте бюджета указаны показатели чистой прибыли госкомпаний, которые значительно больше тех, что сами предприятия предоставили в Росимущество.
Третий недостаток бюджета — заниженные темпы роста мировой экономики. А это ставит вопрос о том, достаточно ли заложенных правительством мер для достижения роста российской экономики темпами выше мировых. Четвёртый минус — увеличение российского госдолга за три года с 13,6% до 16,5% ВВП. Пятый недостаток — низкие доходы бюджета от приватизации государственных активов. При этом в 2021 году доходы от приватизации вообще не предусмотрены.