С 1 марта в России стала обязательной электронная маркировка сигарет и папирос. Ожидается, что это позволит повысить прозрачность рынка и снизить долю контрафакта.
Производители должны наносить на пачку сигарет специальный цифровой код (электронный точечный двухмерный код в формате Data Matrix), с помощью которого можно отследить путь пачки от производителя до потребителя. Эксперимент по цифровой маркировке стартовал в России в январе 2018 года.
При этом с 1 марта нынешнего года участники оборота должны зарегистрироваться в системе, а с 1 июля все российские табачные фабрики в обязательном порядке переходят на производство сигарет с цифровой маркировкой. Параллельный оборот сигарет с маркировкой и без допускается до 1 июля 2020 года, после чего продажа немаркированных табачных изделий в рознице будет запрещена.
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил «РИА Новости», что его ведомство не видит риска роста цен на сигареты у добросовестных участников рынка из-за введения обязательной маркировки.
«Производители, участвующие в эксперименте, говорили неоднократно, что цифровая маркировка кодом DataMatrix является оптимальным форматом».
Обязательная маркировка всех остальных видов табачной продукции, кроме сигарет и папирос, будет введена после соответствующего эксперимента, пояснил министр. «Будут учтены все бизнес-процессы участников рынка, а компании смогут подготовиться к предстоящему введению требований об обязательной маркировке», — пообещал он.
Напомним, сейчас в России маркируют меховые изделия, а также запущены пилотные проекты по маркировке лекарств и драгоценностей. С 1 марта 2019 года началось поэтапное введение обязательной маркировки промышленных товаров, а единая система цифровых кодов на товары в РФ должна заработать в 2024 году.