Замминистра транспорта не смог дать однозначного ответа на вопрос, почему саратовские маршрутки приносят доход, а трамваи — нет. Это сделал краевед

Замминистра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Балакин не смог однозначно ответить на вопрос, почему в областном центре маршрутки приносят прибыль, в то время как трамваи являются убыточным. Соответствующий вопрос чиновнику был задан в эфире программы «Персонально ваш» на радиостанции «Эхо Москвы в Саратове».

«Почему маленькая маршрутка, которая вмещает 15-20 человек, зарабатывает владельцу и водителю на ремонт и топливо, а трамвай с сотней пассажиров убыточен?» — зачитала ведущая Ольга Радина вопрос слушателя Александра. «Однозначно ответить на этот вопрос трудно. По крайней мере потому что маршрутками заведуют индивидуальные предприниматели, которые находятся на вмененной системе налогообложения, а СГЭТ работает по общей системе налогов. Соответственно, налоги вырастают в разы», — пояснил выступающий.

Для того, чтобы получить полноценный ответ на этот вопрос, мы связались с саратовским краеведом и любителем электротранспорта Денисом Жабкиным. Тот рассказал, что неприятная ситуация с трамваями в нашем городе обусловлена рядом факторов.

«Говорить о том, что маршрутки приносят деньги, а трамваи нет неправильно: и то, и другое может быть убыточным, а может и прибыльным. Начнем с того, что если бы все водители были оформлены по ТК и получали «белые» зарплаты, если бы шоферы трудились по сменам, а не пахали круглыми сутками, имели бы обеды, если бы покупались новые автобусы с низким полом и кондиционерами, то доходность была бы совершенно другой.  Если мы будем действовать в рамках правового поля без всяческих уловок, то неизвестно, кто бы был в плюсе.

Вторая причина убыточности электротранспорта заключается в том, что он задублирован маршрутками. Если бы трамваев и троллейбусов было бы больше чем автобусов, то они бы перевозили больше людей, но в 90-х годах перевозки в нашем регионе были отданы частникам, чтобы свалить ответственность с муниципалитета. Теперь перевозчики зарабатывают деньги так как умеют, а подспудно отвозят людей на работу и домой.

Если мы возьмем Москву и некоторые более успешные провинциальные города, то там все большие автобусы находятся в собственности муниципалитета. Если в краткосрочном отношении трамваи могут быть затратны за счет инфраструктуры — ремонта рельсов, шпал, стрелок, установки столбов —  то в перспективе на них надо тратить меньше денег: трамваи вмещают много людей, как транспорт они живут и служат очень долго.

Вместе с тем, стоит отметить еще вот какой фактор. Даже во многих процветающих европейских городах трамваи являются дотационными, однако никто их не закрывает, ведь они как никто другой прекрасно справляются с перевозкой людей и совершенно безопасны с точки зрения экологии», — сообщил Жабкин.