Сегодня, 25 июня, в Саратовской городской думе был презентован окончательный вариант программы комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2030 года. С докладом перед депутатами выступил замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Максим Сиденко.
Напомним, стратегию развития транспорта разработали еще полтора года назад. Однако потом на доработку понадобились дополнительные деньги, сроки затянулись на год, мэрия даже судилась с разработчиком. Документ опубликовали 30 декабря 2019 года. С тех пор программа комплексного развития обсуждалась преимущественно кулуарно. Она предполагает три варианта: минимальный, оптимальный и максимальный.
Минимальный вариант подразумевает вложение 8,5 млрд рублей (в том числе строительство развязки на Стрелке), оптимальный — 69,3 млрд рублей, максимальный — 135,7 млрд рублей (множество транспортных развязок, строительство линий скоростного трамвая и т. д.).
Резкое удорожание оптимального варианта объясняется необходимостью строительства южного обхода Саратова, строительства нового моста в Энгельс, развязки на проспекте 50 лет Октября для сокращения задержек при движении по магистральному участку общегородского значения.
В презентованном варианте программы ее разработчики подсчитали, что в Саратове уровень автомобилизации составляет 251 легковой автомобиль на 1000 человек. Они также заметили, что в центральной части города имеется дефицит парковочного пространства. При этом на многих участках улиц парковка не упорядочена, водители оставляют автомобили на тротуарах, газонах, а также в два ряда.
Чтобы разобраться с нарушителями, авторы комплексной программы развития предлагают создание службы эвакуации за счет частных инвестиций с применением механизмов муниципально-частного партнерства. Чтобы эффективно справляться с задачей, нужно не менее 20-25 эвакуаторов, а также две штрафстоянки общей вместимостью более 800 мест. Программа предполагает создание порядка 15 тысяч новых парковочных мест, причем примерно 6,7 платных и 8,3 тысячи — бесплатных. Также прописано развитие пешеходных и велодорожек.
Кроме того в программе прописана необходимость избавиться от автобусов, дублирующих маршруты электротранспорта, иногда до 97%. «Чтобы обеспечить эффективность транспорта большой вместимости, необходимо обеспечить его высокое наполнение (до нормативных значений). Для этого перед проездом транспорта большой вместимости необходимо выдержать интервал 5-10 минут, в течение которого никакие другие маршруты и транспортные средства не должны проезжать перед транспортом большой вместимости и собирать пассажиров», — раскритиковали транспортники дублирующие маршруты.
Фактически Сиденко пересказал основные положения программы и сообщил о трех вариантах развития. По его словам, программа рассчитана на 10 лет и будет реализовываться в два этапа: с 2021 по 2025 годы и с 2026 по 2030 годы. За полгода было проведено 7 заседаний рабочих групп. Замглавы города заверил, что все замечания депутатов были проработаны и учтены. В чем конкретно заключались поправки, чиновник не уточнил.
Депутат Евгений Чернов («Единая Россия») попросил Сиденко объяснить, что даст реализация программы и в какие сроки жители увидят результат. Замглавы по городскому хозяйству пояснил, что такие программы имеют крупные города, в том числе Москва и Санкт-Петербург. «Это дает федеральным ведомствам оценивать возможность муниципалитета участвовать в федеральных программах. Все делается для удобства граждан. Каждое мероприятие в программе будет отдельно проектироваться и реализовываться в том или ином виде», — пояснил Сиденко.
Депутат Александр Ванцов («Единая Россия») спросил, сколько деревьев будет уничтожено при строительстве парковок в соответствии с новой транспортной схемой. Ранее общественники на конкретных примерах привели места, где деревья могут исчезнуть.
«В процессе организации парковочных мест уничтожение зеленых насаждений не предусмотрено», — заверил Сиденко.
«Что касается платных парковок. У нас нет цели зарабатывания денег на наших гражданах. Они должны упорядочить движение», — добавил замглавы администрации. По его словам, программа определяет только места, в которых предполагается строительство парковочных мест, в том числе платных.
Виктор Марков (беспартийный) заявил, что депутатам не хватило времени, чтобы подробно осудить все вопросы. Сиденко заверил, что работа по обсуждению поправок будет продолжена. Марков напомнил, что на программу потратили порядка 40 миллионов рублей, при этом мэрия пыталась взыскать за просрочку 16 миллионов. Сиденко сообщил, что суд первой инстанции вынес решение о взыскании с подрядчика всего трех миллионов рублей.
Депутат Антон Ищенко (ЛДПР) задал докладчику ряд вопросов по конкретным цифрам. По его словам, документ недоработан и содержит противоречие данные. В частности, Ищенко попросил прокомментировать цифру на странице 83, которые предполагает необходимость выделения более 1,6 триллиона рублей. Сиденко ответить на его вопрос ответить не смог.
Обсуждение программы продолжается. В заседании хотели объявить пятиминутный перерыв, но депутаты проголосовали против.