В Саратовской области продолжает существовать так называемая фейковая медицина. Речь идёт о медицинских приписках, которые сотрудники учреждений здравоохранения региона делают в картах пациентов ради получения средств по полисам ОМС. А люди позже случайно узнают о том, что на бумаге проходили диспансеризацию, болели или даже были беременны.
Наше издание посвятило этой теме несколько публикаций. Описанием фактов медицинских приписок мы занялись ещё в феврале 2019 года. Тогда компетентные органы отреагировали на сообщения ИА «Версия-Саратов». Сотрудники ГУ МВД по Саратовской области начали проверку указанных фактов, а прокурор региона Сергей Филипенко заявил, что не даст «тормозить» расследования.
Тем не менее, спустя три года выяснилось, что приписки продолжают появляться. А уголовное дело по факту ранее выявленных нарушений так и не было возбуждено. Об этом стало известно из ответа облпрокуратуры на наш запрос информации.
«Прокуратурой области в 2019 году проведены проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы диспансеризации населения. По результатам выявленных нарушений министру здравоохранения области в 2019 году внесено представление, по которому виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Приняты меры к возврату денежных средств, полученных за случаи диспансеризации, проведенных с нарушениями требований приказа Минздрава России от 26.10.2017 № 869н.
Органами предварительного расследования области уголовные дела по событиям, указанным в публикации, не возбуждались. Вместе с тем в связи с важностью проблемы прокуратурой области направлены поручение межгоррайпрокурорам о проведении проверок в указанной сфере и информация в ГУ МВД России по Саратовской области», — говорится в ответе.
То, что уголовные дела по выявленным нашим изданием фактам так и не были возбуждены — неудивительно. Ещё в 2019 году сотрудник полиции, занимавшийся проведением проверки, рассказал корреспонденту ИА «Версия-Саратов» о подводных камнях в этой истории.
Одна из проблем, по словам полицейского, заключалась в сложности доказывания выгоды для конкретного врача от приписки, которую он делает в карту пациента. Ведь по факту деньги по полису ОМС поступают не напрямую конкретному доктору, а на счёт лечебного учреждения.
Впрочем, тут ещё были варианты решения (например, учесть финансовые поощрения от больницы или поликлиники за выполнение планов через приписки). А вот вторая проблема — куда сложнее. По словам полицейского, на протяжении многих лет уголовные дела в отношении людей, занимающихся медицинскими приписками, «рассыпались» из-за отсутствия паспортного контроля в лечебных учреждениях.
«Вот очень показательный пример. Есть информация о том, что мужчина — Иван Иванов — прошёл диспансеризацию у такого-то врача. Но он просто не мог этого сделать, ведь за полгода до диспансеризации этот мужчина скончался. Он уже похоронен, но пришёл в поликлинику и якобы прошёл обследование. Казалось бы — очевидная приписка. Как ещё это можно назвать? Ведь покойники не могут проходить диспансеризацию. Но врач в ходе опроса говорит: да, ко мне приходил мужчина, но откуда я могу знать — тот это был человек или другой? Он представился Иваном Ивановым. Я ведь паспорт не проверяю. У меня нет такой обязанности в должностной инструкции. Вот и всё!», — отметил собеседник.
Аналогично это работает и с живыми людьми. Человек якобы пришёл, взял карточку, прошёл обследование, а тот ли это пациент или нет — кто его знает? Такие объяснения, по словам стражей правопорядка, дают в случае проведения проверок медики, уличённые в приписках. И оспорить это якобы невозможно.
Сейчас региональные чиновники заявляют о том, что сами заинтересованы в искоренении приписок, называя их «неприятными фактами». Если борьба с фейковой медициной — не пустые слова, то представителям минздрава Саратовской области стоило бы рассмотреть возможность изменения системы приёма пациентов в лечебных учреждениях, добавив паспортный контроль. Может быть, понимая, что одна из основных отговорок больше не сработает и уголовное дело дойдёт до суда, сотрудники поликлиник и больниц прекратят практику приписок?
Мы продолжим следить за развитием событий.