В редакцию ИА «Версия-Саратов» обратился житель областного центра, который переживает за судьбу железнодорожного вокзала. Наш читатель беспокоится, что обещанная реконструкция так и не началась.
«Когда закончат реконструкцию железнодорожного вокзала Саратова? Уже долгострой. Обещали начать реконструкцию в 2019 году, закончить полностью и ввести в эксплуатацию в 2022 году», — напомнил житель Саратова Николай в письме в редакцию. Начальник ПривЖД Сергей Альмеев говорил об этом в ноябре 2019 года. Однако осенью 2019 года была реконструирована первая платформа, на этом видимые изменения завершились.
Между тем Главгосэкспертиза России повторно рассмотрела проектно-сметную документацию на реконструкцию вокзала Саратов-1 еще в феврале 2022 года. По итогам проведения государственной экспертизы было выдано положительное заключение.
Историческое здание вокзала было реконструировано в 1899 году по проекту главного архитектора Рязано-Уральской железной дороги Петра Зыбина. В 1977 году здание комплексно перестроили, чтобы оно справлялось с нагрузкой. Оно стало более утилитарным и потеряло исторический облик, в то же время был построен тоннельный переход, который связал между собой платформы комплекса и обеспечил выход к автовокзалу и на Привокзальную площадь.
«Проектной документацией, рассмотренной экспертами Главгосэкспертизы России, запланирована новая реконструкция вокзала Саратов-1 с целью приведения его к действующим нормам. В том числе здесь выполнят перепланировку помещений, устроят новые фундаменты, колонны, перекрытия и кровлю, проложат заново инженерные сети и смонтируют необходимое технологическое оборудование: лифты, эскалаторы и так далее.
Также в составе комплекса построят два новых досмотровых павильона с ограждением зоны безопасности, пешеходный мост через железнодорожные пути для выхода пассажиров из здания вокзала на все пассажирские платформы и в город. В рамках проекта адаптируют вокзальный комплекс для использования маломобильными группами населения. Реконструируют грузовой тоннель, отремонтируют пешеходный тоннель с демонтажем лестничных выходов на 2, 3 и 4 платформы. Кроме того, обеспечат архитектурную подсветку здания и благоустроят Привокзальную площадь», — описали суть проекта в Главгосэкспертизе.
Фасаду собираются вернуть классический стиль, чтобы вокзал гармонировал с соседними историческими зданиями Саратовского государственного университета. В том числе собираются переоформить главный вход, портик которого украсят часами и гербом города Саратова, а в главном вестибюле комплекса установят фонтан. Застройщиком реконструкции выступает ОАО «РЖД», а генеральным проектировщиком — АО «Росжелдорпроект».
Но в прошлом году даже после утверждения проекта реконструкция так и не началась. Мы попытались уточнить информацию о текущем статусе проекта в пресс-службе ПривЖД, но там не смогли оперативно прокомментировать информацию и предложили написать запрос.
Между тем 28 октября 2022 года ПривЖД выставляло презентационный стенд с информацией о «проектах в стадии реализации». Реконструкция вокзала была одним из них. Объем инвестиций железнодорожниками оценен в 2,7 млрд рублей, а срок реализации проекта — до 2025 года. На первых этапах будет реконструировано здание самого вокзала и пешеходного тоннеля, на третьем этапе в 2025 году — грузового тоннеля. А на четвертом этапе построят новый пешеходный мост со сходами на платформы.
Когда начнется масштабная реконструкция — неизвестно.
С этим проектом связана судьба жителей дома № 12 на Привокзальной площади. Их уже несколько лет не могут расселить, а дом снести под парковку. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Пленники железнодорожного вокзала».