Сегодня, 8 мая, в Саратовской областной думе депутаты и чиновники собрались на расширенное совещание по вопросу «Об осуществлении перевозок пассажиров и багажа водными видами транспорта на территории Саратовской области». Оно связано с планируем запуском новых речных маршрутов, на которых будут работать суда на подводных крыльях.
Ранее чиновники анонсировали запуск новых речных маршрутов из Саратова до Балаково, Маркса, Вольска, Хвалынска, Воскресенского и в Красноармейский район. Но до этого момента нужно решить две глобальные проблемы — отсутствие причальных сооружений (пристаней или дебаркадеров) и речников, которые бы могли управлять новыми судами.
Поставщиком новых судов станет Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева в Нижнем Новгороде. Всего Саратовская область планирует закупить 5 «Валдаев 45Р». На это региону был выделен федеральный грант в размере 500 миллионов рублей. Пока закуплено только два судна. Они будут вмешать 45 пассажиров и двух членов экипажа. Максимальное время автономного плавания судна — 8 часов, эксплуатационная скорость — 65 км/ч.
По контракту суда должны были поставить до 30 сентября 2024 года, за месяц до окончания навигации. Однако поставщик обещает осуществить поставку раньше, в августе.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Алексей Петаев рассказал, что протяженность судоходных путей региона составляет 419 километров, при этом сейчас работают всего 3 маршрута (на них работают теплоходы, которым по 60 лет), есть необходимость запустить новые рейсы между городами. Министр уточнил, что новые «Валдаи» поступят на баланс АО «Центральная диспетчерская служба» (на 100% принадлежит правительству Саратовской области). В этом году более 183 миллионов рублей заложено на дноуглубительные работы в Вольске и Балаково. В эти города планируется запустить маршруты в первую очередь. На следующий год планируются аналогичные работы в Марксе и Сабуровке рядом с аэропортом «Гагарин».
Депутат Кирилл Лаврентьев («Единая Россия») рассказал, что сегодня в АО «ЦДС» работают порядка 70 человек. В штате уже есть капитан-наставник. На каждый «Валдай» нужно два члена экипажа: капитан-механик и рулевой-моторист. До 1 июня вопрос с кадрами планируется решить, заверил Лаврентьев. Они будут стажироваться в Нижнем Новгороде, чтобы принимать участие в судовых испытаниях новых судов. «Если 15 августа мы получаем суда, то я думаю, что первое судно должно пойти 15 сентября», — резюмировал Лаврентьев. Второй «Валдай» будет изготовлен позже.
Председатель комитета дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства мэрии Саратова Игорь Поздникин заверил, что город готов подготовить причальную стенку после получения техусловий. В Балаково новый причал готов к приему «Валдаев», старый — нет. Там нужно либо ставить дебаркадер, либо покупать пристань. Так как все дебаркадеры старые, более предпочтительным выглядит второй вариант.