Руины оперы и балета: комитет культурного наследия министра Мухина продемонстрировал в суде свою отвратительную работу по сохранению одного из символов Саратова

26 февраля 2025, 15:29
© ИА «Версия-Саратов»

В Арбитражном суде Саратовской области завершилось рассмотрение искового заявления регионального комитета культурного наследия (возглавляет министр Владимир Мухин) к учреждённому областным правительством ГКУ «Управление капитального строительства» (УКС, директор — Виталий Тимофеев).

Подчинённые Мухина потребовали от УКС «в течение 30-ти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить упаковку и надлежащее хранение элементов предмета охраны». Речь идёт о неудавшейся реконструкции здания театра оперы и балета, которая проводилась по заказу областных чиновников. Этот объект является памятником архитектуры.

Последние годы, пока постройка фактически разрушалась, комитет культурного наследия не предпринимал ничего. В дело пришлось вмешиваться Счётной палате РФ, которая приехала в Саратовскую область с проверкой. Именно специалисты этой организации установили, что комитет Владимира Мухина, отвечающий за сохранность памятников архитектуры в регионе, не проводил ни одной (!) проверки в процессе реконструкции здания театра.

В итоге один из символов Саратова превратился в заброшенный долгострой. А судьба элементов предмета охраны здания оказалась под вопросом. Так, Счётная палата сообщила об утрате элементов декора, а именно:

— стилизованных балясин ограждений парадных лестниц;

— мутул под выносной плитой карниза антаблементов;

— колонн с капителями;

— орнаментного лепного декора.

Теперь выясняется, что Счётная палата РФ ещё 14 декабря 2023 года составила акт контрольного обмера на объекте. Федеральные проверяющие установили, что элементы декора здания театра «расположены произвольно, в открытом виде, не защищены от доступа атмосферных осадков, грязи и пыли, не обеспечена их целостность и защита от механических воздействий, что влечёт прямую угрозу утраты их историко-культурного значения и физической утраты».

Ещё раз — не комитет, возглавляемый министром Владимиром Мухиным, созданный для сохранения культурного наследия в регионе выявил всё это безобразие, а Счётная палата России. Федералы просто приехали посмотреть, как в Саратове осваиваются бюджетные миллиарды и были шокированы отношением к охраняемому объекту. И, наверное, недоумевали — а где же всё это время был Мухин?

Представители Счётной палаты зафиксировали увиденный кошмар на фото. Судя по всему, предполагая, что комитет культурного наследия по недоразумению не замечал происходящего у него под носом в самом центре города, федеральные специалисты направили акт и фото в ведомство Мухина.

Что должен был сделать орган власти, отвечающий за сохранение памятников архитектуры? Сразу же выехать на место? Составить опись? Принять незамедлительные меры для того, чтобы спасти ещё не уничтоженные элементы предмета охраны объекта культурного наследия? Если верить материалам арбитражного процесса, в котором комитет представляла юрист Наталья Апарина-Щетинина, ничего этого сделано не было.

В судебном акте, принятом по итогам рассмотрения дела, говорится о том, что подчинённые Мухина отреагировали на акт Счётной палаты… лишь 17 января 2024 года — спустя более месяца после его составления. Причём, сложно сказать, что реакция была адекватной. Ведомство, ответственное за сохранение памятников архитектуры, направило в адрес УКС «письмо о необходимости проведения инвентаризации демонтированных элементов предмета охраны объекта культурного наследия с предоставлением результатов её проведения».

Судя по всему, затем в комитете стали терпеливо ждать ответ. Хотя Владимир Мухин, если бы у него было желание, мог получить этот ответ от своего коллеги — председателя комитета по реализации инвестпроектов в строительстве Валерия Пруцкова, в течение пяти минут. Ведь именно комитету Пруцкова подведомственно ГКУ «Управление капитального строительства».

Тем не менее, комитет культурного наследия получил ответ из УКС лишь 31 января 2024 года. В нём чиновники сообщали ведомству Мухина о том, что не станут проводить инвентаризацию деталей здания театра, поскольку у них просто нет лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

И только после этого, «в целях защиты общественных и государственных интересов в сфере охраны объектов культурного наследия, недопущения нарушения законодательства и сохранения спорного объекта культурного наследия» (вот так пафосно), комитет обратился в Арбитражный суд с иском.

А теперь внимание на дату поступления искового заявления от ведомства Владимира Мухина в суд. Если верить картотеке арбитража, то этой датой является 17 июня 2024 года. То есть, «защищать общественные и государственные интересы» и так далее подчинённые Мухина решили лишь спустя четыре с половиной месяца!

И только 12 февраля 2025 года, спустя более года с момента ответа, последовал результат такой «защиты» — первая инстанция встала на сторону комитета и обязала УКС «обеспечить упаковку и надлежащее хранение элементов предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения» — здания театра оперы и балета.

Такое решение ещё может быть обжаловано в апелляционной инстанции (а после — в кассации). Так что «работа» комитета по «сохранению» символа Саратова может продолжиться. Только едва ли от этого будет лучше самому объекту, охраняемому на словах.

И ведь если дойдёт, наконец, до дела (возможно, уголовного, не исключено, по факту халатности), то чиновники станут прикрываться такими вот результатами «работы». Видимо, для этого подчинёнными Мухина был затеян ещё один процесс в арбитраже, совершенно абсурдный и беспощадный. По принуждению того же ГКУ «Управление капитального строительства» законсервировать руины здания оперного театра.

Наблюдатели недоумевают, для чего Владимир Мухин инициировал такой иск (его рассмотрение началось лишь в январе 2025 года), тогда как его коллеги и без того проводят конкурсные процедуры, чтобы законсервировать объект. Тем более что нынешняя зима — уже не первая, проведённая несчастным памятником без отопления. Но на «защиту» пока недобитого наследия комитет встал только сейчас.

Видимо, всё дело в бумажках, которыми сейчас стараются обложить себя ответственные лица. А что будет с самим объектом культурного наследия и его историческими элементами при такой «охране»? Остаётся надеяться, что оценку таким действиям (или бездействию) всё-таки дадут компетентные органы.

Мы продолжим следить за развитием событий.