Саратовский областной суд поставил точку в деле о судьбе дома № 31 по улице Аткарская. Чиновники администрации Кировского района Саратова предприняли попытку исключить дом на Привокзальной площади, построенный в стиле конструктивизма почти 100 лет назад, из списка выявленных объектов культурного наследия, но встретили противодействие жителей и предпринимателей. Они не только отстояли свой дом, но и в суде доказали, что чиновники более 20 лет бездействовали.
Пятиэтажное историческое здание числится в списке выявленных ОКН как «Дом жилой работников РУЖД». Он был построен по проекту архитектора Дмитрия Карпова в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века. В список выявленных он попал в соответствии с приказом министерства культуры Саратовской области от 18 июня 2001 года. Аварийным дом не является. Но после того как зашла речь о реконструкции Привокзальной площади и необходимости построить там большую транспортную развязку, чиновники заговорили о расселении домов для их последующего сноса. Позже, при разработке концепции развития площади власти всё же передумали сносить дома № 31 и № 31А.
В декабре 2023 года четверо граждан подали административный иск в Октябрьский районный суд Саратова. Ответчиками выступили комитет культурного наследия Саратовской области (возглавляет министр Владимир Мухин) и министерство культуры Саратовской области (глава — Наталья Щелканова). Жители потребовали признать незаконным бездействие чиновников по проведению государственной историко-культурной экспертизы. То есть за 23 года, в течение которых дом был выявленным объектом культурного наследия, власти так и не удосужились провести экспертизу на предмет включения его в реестр памятников.
Судья Роман Рыбаков согласился с доводами истцов. Суд признал незаконным бездействие комитета, возглавляемого Мухиным, и обязал его организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении дома № 31 по улице Аткарской. Решение вынесено 11 января 2024 года. Саратовский областной суд его отменил и направил дело на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд.
Повторное рассмотрение дела завершилось 22 января 2025 года. Судья Рыбаков пришел к тому же выводу: «Признать незаконным бездействие комитета культурного наследия Саратовской области по проведению государственной историко-культурной экспертизы в отношении дома».
Чиновниками была предпринята ещё одна попытка обжаловать решение, но 24 апреля 2025 года Саратовский областной суд оставил решение первой инстанции в силе. При этом резолютивная часть решения дополнена указанием срока, в течение которого необходимо провести государственную историко-культурную экспертизу — один год с момента вступления решения в законную силу.
В кассацию чиновники это решение не обжаловали. Комитет Мухина не соглашался, что он многие годы бездействовал и не проводил экспертизы выявленного памятника. Но теперь это прописано в решение суда.
Случай с домом № 31 стал показательным. Он стал единственным примерном, когда в суде было успешно обжаловано решение об исключении дома из списка выявленных ОКН. Но сделали это не чиновники, которые должны следить за сохранностью памятников, а неравнодушные жители. Подробно о прецеденте можно прочитать в нашей статье «Тяжкое наследие».