Благотворительность в России всегда занимала особое место. Еще князь Ростовский Константин Всеволодович, правивший с 1216 по 1218 год, говорил: «Имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание». А в начале XX века в Российской империи ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей. И лишь в советское время благотворительность подверглась самому настоящему гонению, руководство страны активно критиковало «буржуазную филантропию». «Забитые» советской властью традиции возрождаются в наше время.
И, как выяснила «Газета Наша Версия», не всегда по согласию сторон.
Благотворительность в России всегда занимала особое место. Еще князь Ростовский Константин Всеволодович, правивший с 1216 по 1218 год, говорил: «Имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание». А в начале XX века в Российской империи ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей. И лишь в советское время благотворительность подверглась самому настоящему гонению, руководство страны активно критиковало «буржуазную филантропию». «Забитые» советской властью традиции возрождаются в наше время.
И, как выяснила «Газета Наша Версия», не всегда по согласию сторон.
Несмотря на то, что благотворительность сегодня не дает предпринимателям никаких льгот, она довольно популярна в Саратове. Директор «Детского дома №1» Наталья Саратцева считает, что люди просто стали добрее. «Всех наших благотворителей, которых мы называем друзьями, и не перечислишь, - говорит она. - В детский дом приезжают и бизнесмены, и политические деятели, и простые люди, и целые классы из школ Саратова. Причем все стараются помочь от чистого сердца». Как рассказала Наталья Сергеевна, многие сами звонят и узнают, чем можно помочь, оплачивают ремонт, покупают нужные вещи. Кто-то привозит игрушки, кто-то - билеты в театры и цирк, а кто-то устраивает для детей праздники, разыгрывает спектакли. «Даже из-за финансового кризиса количество желающих помочь не уменьшилось, - говорит Наталья Сергеевна. - Люди понимают, что детским домам всегда нужна любая помощь. А мы, в свою очередь, стараемся отблагодарить всех наших друзей: дети дарят свои рисунки и поделки, а я готовлю благодарственные письма. Все-таки если бизнес выделяет средства на благотворительность, он имеет право как-то заявить о том, что участвует в социальной жизни города. А благодарственное письмо - подтверждение этого».
Тем не менее, ни для кого не секрет, что иные компании используют благотворительность как повод, чтобы провести очередную PR-акцию, «засветиться» в прессе и с гордостью назваться «социально ответственным бизнесом». Порой рекламный бюджет даже превышает средства, выделенные на помощь нуждающимся. Купит, например, какая-то организация детишкам игрушек на 10 тыс. рублей, а потом размещает статьи в газеты и видеоролики на телевидение тысяч на 100.
Однако, по мнению исполнительного директора фонда «Саратовская губерния» Ильи Чукалина, «благотворительность ради PR» скоро уйдет из России, оставив место только желанию помочь и вместе с тем заявить власти о своей социальной ответственности. «Благотворительность у нас очень неоднородна, - считает он. - Есть крупные компании, которые жертвуют довольно большие деньги. Этот бизнес очень подвержен влиянию административного ресурса. Грубо говоря, власть определяет приоритеты, а эти организации им следуют. Между правительством области и крупным бизнесом заключаются специальные соглашения. Таким образом предприятия встраивают себя в систему государственной политики и налаживают устойчивые связи с властью». Вполне естественно, что для таких крупных компаний с ежегодным доходом более миллиарда рублей PR всегда вторичен.
А вот из компаний помельче мало кто отказывается рассказать о своем добром деле, а потому саратовские газеты пестрят сообщениями о том, что некая организация устроила, к примеру, праздник для детей или высадила целую аллею деревьев. Кстати, по наблюдениям того же Чукалина, благотворительность, связанная с экологией, носит характер исключительно разовых рекламных акций.
В Саратове чаще всего помогают детям и ветеранам. Например, бизнес берет шефство над детскими домами и интернатами, благоустраивает игровые площадки, спонсирует детские спортивные команды. Однако, по подсчетам Ильи Чукалина, в этом году объемы благотворительности из-за кризиса сократились более чем на 60%. «Крупные компании занялись оптимизацией расходов, следовательно, значительно уменьшились и отчисления на благотворительность», - говорит он.
Но, к сожалению, это лишь видимая часть айсберга. Есть и другая благотворительность - добровольно-принудительная. Некоторые якобы «благотворительные» фонды и общественные организации порой считают возможным предлагать предпринимателям сделать пожертвование, намекая, что в противном случае фонд сумеет учинить бизнесу всяческие неприятности. Например, как рассказал «Газете Наша Версия» заслуженный работник торговли РФ Константин Ионов, в области развелось множество общественных организаций по защите прав потребителей, которые не гнушаются поборов с бизнеса. «Не каждый предприниматель знает, на что такая организация имеет право, а на что не имеет, - говорит он. - Поэтому зачастую эти «защитники» потребительских прав проверяют то, что не входит в их компетенцию, а после предлагают предпринимателю заплатить штраф. Скорее всего, эти поборы потом отправляются в карман проверяющих».
Добровольно-принудительную благотворительность, кстати, можно было наблюдать совсем недавно - в Дни славянской письменности. Тогда всем сотрудникам правительства области настоятельно рекомендовали пожертвовать на изготовление памятника Кириллу и Мефодию свой однодневный заработок. По министерствам гуляли телефонограммы с просьбой «рассмотреть» этот вопрос. Правда, еще до того как Павел Ипатов решил сделать из своих сотрудников благотворителей, некоторые чиновники по собственной инициативе «скинулись» на памятник славянским просветителям.
Такая вот благотворительность.