«Актуальное искусство вредно для начинающих»: московский художник рассказал о фишках продвижения в творчестве

«Актуальное искусство вредно для начинающих»: московский художник рассказал о фишках продвижения в творчестве
Дмитрий Зарва / © ИА «Версия-Саратов»

В филиале РОСИЗО-ГЦСИ в Саратове состоялась встреча с московским художником Дмитрием Зарвой. Тема лекции «Ты — художник! Что делать? Формирование положительного критического мышления». В одном из ангаров на складах Рейнеке подготовили места для зрителей и экран с проектором.

«Бытует мнение, что актуальное искусство вредно для начинающих художников, и нужно ходить на этюды. И такой человек замыкает себя, а река жизни, история идет вперед. Эти люди высадились на берега, а история искусства проходит мимо них. Я попытаюсь вам показать не деструктивные, а конструктивные практики, а также дать набор инструментов, которые нашел для себя и постоянно использую», — начал Зарва рассказ об языке изобразительного искусства.

IMG_4440

Обратившись к собравшимся, он спросил, зачем современному обществу нужен художник. Зарва отметил, что общество стало потребительским, а художник — одним из тех людей, который «разрабатывает системы коммуникации», пояснив, что имеет в виду рекламу, ролики, архитектуру, одежду. После этого перешел к стратегии того, как можно сохранить свободу в творчестве.

«Человечество наработало большое количество картинок, поэтому для начала их придется переработать, чтобы выделить главное, чтобы определить свою нишу. Для этого нужно провести анализ исторического ландшафта. Японский художник Кацусика Хокусай стал вдохновителем для Ван Гога, африканское искусство (маски), рисунки на античной керамике повлияли на Пикассо», — отметил лектор. Дмитрий Зарва привел примеры того, как более поздние художники обращались в своем творчестве к опыту предшественников, интерпретируя и перерабатывая образы, найденные в иконах, в искусстве древнего мира.

IMG_4448

Кроме определения своей творческой ниши, по мнению Дмитрия Зарва, художнику необходимо бросить вызов: «Настоящее искусство — это борьба. Если ее нет, то ее нужно придумать. Вы должны куда-то двигаться. Древняя Греция — борьба за идеал, искусство Возрождения — борьба за душу, в Советском Союзе — борьба за светлое будущее». Но кроме этого, необходим также уникальный язык, узнаваемый почерк: «Люди, создающие свой стиль, должны блюсти свою оболочку, чтобы быть узнаваемыми. В памяти остаются только яркие высказывания. Например, „Черный квадрат“ Малевича. А ведь рядом висели и треугольник, и крест, и круг. Сейчас визуальная среда очень загрязнена. Если в древности человека окружали только семья, рисунки на стенах пещеры и природа, то у современного человека визуальный ряд перенасыщен. Зритель не может расставить приоритеты. И чем дальше мы живем, тем картинок больше. И сейчас каждый может быть художником».  

IMG_4452

Зарва отметил обесценивание личности художника в современном мире: «Если раньше художников на деньги царя отправляли в Италию учиться, то сейчас их много, профессиональных и нет. Они создают продукт. Уже не важно какой. И сегодня художнику необходимы агрессивные прорывы. Нельзя заниматься мелкими формами и работать ради души, ему нужно выделиться из общего визуального ряда, иначе он уходит в визуальный мусор. Человеческий мозг включает клиповое сознание, которое начинает работать как защита. Клиповое мышление не воспринимает длинные тексты, сложные конфигурации, оно хочет быстро и интересно. Его можно зацепить лишь фишками».

IMG_4456

Суть работы — это сообщение, несущее идею. И его, по мнению художника, необходимо оформить в оболочку. Важное в ней — стиль подачи. После теоретической части Дмитрий Зарва перешел к демонстрации работ актуальных художников, на их примере показав органичное сочетание актуальной идеи и ее воплощения с помощью уникального изобразительного языка.