Алиса здесь больше не живет

В 2003 году вышло последнее по времени фантастическое произведение, главной героиней которого была известная, кажется, на всем советском и постсоветском пространстве Алиса Селезнева. Придумал ее в 1965 году советский и российский фантаст Кир Булычев. Его настоящее имя было Игорь Можейко (Кир – от имени жены, художницы Киры Сошинской, Булычев – от девичьей фамилии матери писателя).

Почему автор выбрал себе псевдоним, понятно: в 60 – 70-е годы советскому человеку, работающему на "серьезной" должности или обладающему весомым социальным статусом, считалось неудобным заниматься еще и литературой, и уж тем более в таком легкомысленном жанре, как фантастика.

Например, сотрудник Международного отдела ЦК КПСС Георгий Шахназаров долго не афишировал тот факт, что он был еще и писателем-фантастом Георгием Шахом. Примерно та же ситуация была и у Игоря Можейко – ученого, доктора наук, сотрудника Института востоковедения АН СССР.

Вплоть до 1982 года, когда Госпремия была присуждена создателям фильмов "Тайна третьей планеты" и "Через тернии – к звездам" и настоящее имя писателя было упомянуто в списке награжденных, многие из его ученых коллег даже не подозревали, что Игорь Всеволодович – еще и знаменитый фантаст.

Первая повесть цикла, "Девочка, с которой ничего не случится" (вышла в сборнике "Мир приключений"), была невелика по размеру – семь компактных новелл, – однако юной героине их хватило для того, чтобы озадачить работников марсианского посольства, подружиться с бронтозавром, спасти от смерти японского профессора, встретить потерянную инопланетную делегацию, прокатиться на машине времени, найти на Марсе памятники древней цивилизации и опытным путем доказать, что зверюшка шуша – вполне разумное существо.

девочка.jpg

© babyblog.ru

Алиса, энергичная, любознательная, по-хорошему пронырливая и бесстрашная, была обычной девочкой из светлого будущего (коммунистического, само собой). Но в той же мере она была и необычной. Иногда Алиса искала приключений на свою голову, однако чаще приключения ее сами находили.

Вторая вещь будущего цикла, "Остров ржавого лейтенанта" (1968), тоже распадалась на блоки с участием главной героини: один сюжет – миелофон (аппарат для чтения мыслей), другой – съемка фильма с участием роботов-статистов, третий – контакт с разумными дельфинами и четвертый – конфликт со старыми роботами, чья программа не предусматривала уважения к человеческой жизни.

В более поздних изданиях ржавый лейтенант вырос в чине, а повесть ушла в тень: по популярности ее обогнали третье, четвертое и пятое произведения цикла – "Путешествие Алисы" (1974), "День рождения Алисы" (1974) и "Сто лет тому вперед" (1978). Повесть "Путешествие Алисы" стала еще одной россыпью новелл в жанре "роуд-муви"; все они были связаны общей историей – космическим полетом и раскрытием тайны Трех Капитанов. В финале определялись и антагонисты положительных персонажей – космические пираты Крыс и Весельчак У.

В следующих повестях про Алису фантаст уже не был так щедр на сюжеты и использовал готовые наработки: "День рождения Алисы" – космический полет плюс путешествие во времени, "Сто лет тому вперед" – путешествие во времени плюс космические пираты плюс миелофон. И так далее. Упомянутые выше повести (кроме той, которая про робота)  составили две самые известные "детлитовские" книги Булычева – "Девочка с Земли" (1974)  и "Сто лет тому вперед" (1978) с рисунками Евгения Мигунова.

"Это были веселые и безответственные нахальные космические и земные приключения… – рассказывал  впоследствии Евгений Тихонович. – Юмор, возникающий из столкновения бытовых и моральных стереотипов настоящего и будущего, столкновения разных эпох, позволял так легко и бездумно фантазировать художнику, что я растерялся от свободы выбора и не смог в максимальной мере воспользоваться предоставленной мне возможностью".

тайна.jpg

Кадр из мультфильма "Тайна Третьей планеты"

Художник скромничал: его иллюстрации к "Алисе" ныне считаются эталонными. Когда режиссер Роман Качанов снимал по Булычеву уже упомянутый выше мультфильм "Тайна Третьей планеты" (1981), он попросил у художника разрешение воспользоваться его типажами.

В дальнейшем фантаст написал об Алисе Селезневой еще свыше полусотни повестей и рассказов, в которых юную героиню, оптимистичную и находчивую, подстерегали приключения: на иных планетах, в иных эпохах, в мире сказок и даже в городе Великий Гусляр из другого булычевского цикла, уже "взрослого". Об этом литературном цикле – не менее популярном в советской фантастике – надо рассказать чуть подробнее. 

Эти фантастические произведения создавались "параллельно" с историями про Алису, в  1970 – 2002 годы, и были объединены общими персонажами – жителями вымышленного города Великий Гусляр Вологодской области. Преобладал формат рассказа, хотя в цикл  входили и повести ("Марсианское зелье", "Жизнь за трицератопса", "Перпендикулярный мир" и др.).

Действие большинства произведений разворачивалось в самом городе или окрестностях, и лишь некоторые поздние сюжеты разворачиваются за пределами Великого Гусляра или  даже в космосе ("Глубокоуважаемый микроб", "Нужна свободная планета", "Звезды зовут!" и др.).

Великий Гусляр был испытательным полигоном, где привычные для НФ ситуации (пришельцы, диковинные изобретения, путешествия во времени и проч.) взаимодействовали с неспешным патриархальным бытом, со спокойным маревом глубинки, где – по идее – ничего произойти не могло, хотя, представьте, происходило.

Произведения строились на этом контрасте, оттеняя бессобытийность нашего существования в брежневские годы. Везде вчера было похоже на завтра, а завтра – на послезавтра, и только в Великом Гусляре шла захватывающая, полная чудес жизнь.

великий.jpg

© newauction.com.ua

Рассказы цикла, однако, были неравноценны. Лучшие были созданы в 70-е годы (часть их вошла в авторский сборник "Чудеса в Гусляре" 1972 года), а те, которые писались во второй половине 80-х и позже часто оборачивались фельетонами-однодневками. "…я делал вещи для редакций, которые не требовали от меня много, и это просто распускает", – честно признавался писатель в интервью конца 80-х.

Та же история случилась и с Алисой Селезневой. Как и гуслярцы, она внешне не изменилась, оставаясь в том же самом возрасте, в каком автор запечатлел ее в 70-е, и среди большого количества новых произведений, созданных уже в 80 – 90-е годы, удачных было не в пример меньше.

"Из моих детских книг, по-моему, лучшей была как раз первая, "Девочка с Земли", – говорил писатель в интервью1989 года. – Я потом от ума пытался что-то изобретать, находить какие-то новые пути, но…" 

Впрочем, благодаря мини-сериалу "Гостья из будущего" (1985) самой известной историей, связанной с Алисой Селезневой, для многих соотечественников до сих остается ее путешествие в 80-е годы ХХ века, а песня из сериала популярна и сегодня. Одно непонятно: почему в припеве песни о светлом будущем, из которого явилась Алиса, слово "жестоко" каждый раз повторяется трижды? Предчувствие?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции