Архитектор-реставратор Петр Шутов счёл необоснованным вывод властей Саратовской области о невозможности сохранить здание легендарного энгельсского дома офицеров в Лётном городке. Его комментарий размещён в группе «Наши люди Саратов» в соцсети Facebook (деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram) запрещена в России как экстремистская).
По мнению специалиста, заявления властей о том, что постройка новодела в виде точной копии старого дома офицеров «позволит сохранить „дух исторического здания“», являются абсурдными. «Без подлинных стен, отделки и конструкций здание не имеет ни духа, ни ценности — ну, ровно как постер с изображением Моны Лизы обладает нулевой ценностью по сравнению с оригиналом», — подчеркнул Шутов.
«Воссоздание» макета легендарного здания в масштабе 1:1, по его словам, не имеет смысла — это будет не исторический памятник. Более того, современные технологии не позволяют воссоздать точную копию, поскольку для изготовления нужного объёма лепнины уже нет производственной базы, а метлахская плитка, которой в здании очень много, стоит очень дорого — около 120 евро за метр, отметил специалист.
Кроме того, Шутов изучил выложенный в свободный доступ отчёт об исследовании конструкций, на который ссылались власти, заявляя, что здание не подлежит восстановлению. «Общая физическая степень износа здания составляет 40-50%. (ВСН 53-86(Р). Для обеспечения возможности эксплуатации здания дома офицеров требуется провести капитальный ремонт или реконструкцию в соответствии с рекомендациями», — цитирует документ Шутов и делает вывод, что «здание не аварийное, ему просто требуется ремонт, местами демонтаж и воссоздание элементов, как и любому другому старому зданию».
Проблему несоответствия старого здания современным противопожарным и санитарным нормам, по его мнению, можно решить пристройкой лёгких металлических эвакуационных лестниц, а в интерьерах — противопожарных тамбуров, что «немного исказит образ строения», однако позволит сохранить легендарный дом офицеров. «Совершенно непонятно, почему поставленная Володиным задача „сохранить“ читается как „снести“ и на это еще бюджетные средства уходят», — отметил Шутов.
Он предположил, что власти Саратовской области и города Энгельса не видят в здании ничего ценного, «не чувствуют исторический дух и не отождествляют себя с той историей», с которой связан дом офицеров. Однако их задача, по мнению Шутова, сохранить историческое здание, если нет возможности выполнить реставрацию без сноса — законсервировать дом офицеров «до лучших времен, чтобы будущие поколения имели возможность сохранить память о великом прошлом».
Если же властям очень хочется сделать здесь «новое культурное место», то лучше полностью снести здание и не восстанавливать, поскольку это бессмысленная трата бюджетных денег, а вместо него построить торговый центр с отделкой из самых дешёвых материалов — так получится выразить нашу эпоху гораздо точнее, уверен Шутов.
«Если руководство Энгельса считает, что одно из немногих зданий в городе, заслуживающих внимания, должно быть уничтожено, то оно должно учитывать — это их детям и внукам жить с грузом дедов, которые не сохранили честь города. Хотя вряд ли внуки останутся в Энгельсе и их можно понять — делать в городе без наследия особо нечего», — полагает архитектор.
Напомним, здание дома офицеров было построено в 1936 году. В октябре 1941 года в нём разместились женские авиационные полки, созданные при участии Марины Расковой. В этом здании проходили подготовку первые космонавты — Юрий Гагарин, Алексей Леонов и Герман Титов. Гагарин и Титов уже после полётов в космос в этом здании встречались с местными жителями. Бывал в энгельсском доме офицеров и легендарный лётчик Валерий Чкалов.
С 2009 года дом офицеров не эксплуатировался, причём консервация здания не проводилась, за 10 лет оно пришло в плачевное состояние. В 2018 году местные власти взяли здание на баланс, решение о реконструкции поддержал Вячеслав Володин. Кроме того, было принято решение разбить рядом парк, а также поставить новый памятник Марине Расковой.
В сентябре 2019 года был объявлен конкурс на проектирование здания, однако затем районные власти сообщили о невозможности сохранить дом офицеров из-за его плохого состояния. Здание было решено снести и на том же месте построить его точную копию. Зампред областного правительства Роман Бусаргин пообещал, что в новоделе будут максимально использовать сохранившиеся от старого здания архитектурные элементы.
В октябре родственники лётчиц, служивших в годы Великой Отечественной войны в авиаполках, сформированных Мариной Расковой, попросили спикера Госдумы Вячеслава Володина спасти здание дома офицеров от сноса. «Это единственный материальный памятник, оставшийся свидетелем начала фронтового пути наших мам и бабушек», — указали они в обращении.
Однако Роман Бусаргин заявил, что «к сожалению, объект не подлежит ремонту». По его словам, в доме провели инженерно-техническую экспертизу. «Специалисты пришли к выводу о том, что здание не отвечает противопожарным и санитарно-гигиеническим нормам, степень износа несущих конструкций составляет 70%. Это делает реконструкцию невозможной», — уточнил он.
- Чтобы вернуть дому офицеров в Энгельсе первоначальный вид, на изменение проекта решили потратить 5,4 миллиона рублей
- Чиновники без торгов отдали реконструкцию дома офицеров в Энгельсе за 690 миллионов московской фирме
- Торги по реконструкции дома офицеров в Энгельсе провалились во второй раз: желающих освоить 690 миллионов не нашлось
- Объявлены новые торги по реставрации энгельсского дома офицеров, где бывал Юрий Гагарин. Ремонт подорожал до 690 миллионов рублей
- Министр Мухин: торги по поиску подрядчика, который отреставрирует дом офицеров в Энгельсе, могут объявить повторно
- Два года и 677 миллионов. Объявлены торги по реставрации дома офицеров в Энгельсе, где бывали Гагарин и Раскова