Архитекторы увидели в проекте планировки территории бывшего аэропорта оторванность от окружающих микрорайонов и шестиполосные магистрали, упирающиеся в «бутылочные горлышки»

Архитекторы увидели в проекте планировки территории бывшего аэропорта оторванность от окружающих микрорайонов и шестиполосные магистрали, упирающиеся в «бутылочные горлышки»
© ГУПП «Институт «Саратовгражданпроект»

В Саратове продолжается обсуждение проекта планировки территории бывшего аэропорта, где планируется построить новый жилой микрорайон для 30 тысяч жителей и административные здания высотой до 30 этажей. У жителей остается пять дней, чтобы внести свои замечания и предложения.

На данный момент на сайте мэрии опубликованы предложения от жителя Федора Жадаева и архитекторов Дмитрия Назимова и Сергея Лазарева.

Федор Жадаев полагает, что проектировщики очень хорошо интегрировали будущий район в окружающую застройку с южной стороны, но у него нет связей с районами частной жилой застройки с северной стороны — посёлками Мирный, Саксагай и Новосоколовогорский. Он предложил учесть нагрузку на проектируемые школы и детские сады за счет этих микрорайонов. Там, по его мнению, объектов социальной сферы недостаточно.

«Территория проектируемых микрорайонов вплотную прилегает к территориям частной жилой застройки указанных выше посёлков, однако предложенная схема автомобильных дорог не предусматривает связи с имеющимися улицами, хотя многие из них упираются непосредственно в границы рассматриваемой территории. Например, улицы Шахматная, Юбилейная, Депутатская-Целинная, Новоржевская, Пархоменко. Проект почти не предусматривает связи с данными посёлками по линии общественного транспорта, кроме проектируемого автобусного маршрута по улице Симбирская», — отметил саратовец.

Дмитрий Назимов отметил, что застройка должна связать центр города, поселки Солнечный и Юбилейный, но проект эту задачу не решает полностью

«В первую очередь необходимо заложить возможность для реализации безопасной транзитной функции для выделенного общественного транспорта в направлении Солнечный — аэропорт и направлении Усть-Курдюм. В этом проекте не вижу этих заделов! Продление трамвайных путей от Осипова — это безусловно хорошо и нужно! Но это локальное решение только для этого района. Необходимо не забывать, что мы не в поле и вокруг много факторов. Поэтому обязательным условием необходимо сохранить возможность продления и подключения к сети выделенного общественного транспорта Солнечного и Юбилейного районов. Эта, возможность заложена в Генплане города! И не учитывается данным проектом! Как так то?! Что касается автомобильного транспорта — тоже самое! Транспортные вопросы Солнечного и Юбилейного не решены должным образом! Да, создана мощная магистраль поперек всего района старого аэропорта аж в 6 полос, которая должна пропустить через себя поток района Солнечный — новый Аэропорт. Но! Если присмотреться все эти 6 полос упираются в двухполосную Симбирскую! Бутылка! И транзит машинопотока из Юбилейного/Изумрудного/Усть-Курдюма тоже остаётся нерешённым, хотя мы наблюдаем только рост многоэтажного строительства в этом направлении», — раскритиковал транспортную составляющую проекта архитектор.

Что касается микрорайонов, то Назимов объяснил, что в новом районе предполагаются магистральные улицы общегородского значения, то есть разрешенная скорость движения — 80км/ч. То есть школьникам придется переходить скоростные дороги.

Член союза архитекторов России Сергей Лазарев подверг критике проект планировки за то, что он значительно отступил от концепции, победившей в международном конкурсе. Лазарев полагает, что в обсуждаемом проекте просто механически перенесли положения действующего генерального плана (причем в момент, когда готовится его новая редакция) на проектируемый район. Это совершенно не отвечает современным условиям, в частности расширению Саратова. По его мнению, представленный транспортный и экологически каркас требуют значительной доработки.

В частности, по мнению архитектора, улица Симбирская в качестве магистрали непрерывного движения не должна иметь пересечений в одном уровне с другими улицами. К тому же потребуется установка шумозащитных экранов, что окончательно сделает её инородным элементом в новом районе. Улицы Жуковского, Осипова и Техническая в качестве магистральных дублируют друг друга поскольку ведут в одном направлении и сходятся практически в одной точке, отмечает Лазарев.

«Вместо бульваров „Променад Аэропорта“ (продолжение улицы Симбирской) и „Взлётно-посадочный парк“ (продолжение улицы Технической) запроектированы многополосные магистрали шириной до 90 и 60 метров соответственно. Это противоречит современным урбанистическим концепциям и конкурсному заданию. Вместо конкурсного решения, в котором группа кварталов окружена кольцом бульваров, переходящих в городскую систему озеленённых территорий, мы получили несколько плохо связанных между собой участков, разделённых труднопреодолимыми для пешеходов и даже транспорта барьерами. Бульвар „Променад Аэропорта“ должен был стать главной осью центральной группы кварталов, центром композиции всего микрорайона. Эта функция утрачивается полностью», — сокрушается архитектор.

Лазарев заочно согласился с Назимовым в том плане, что улично-дорожная сеть не коррелируется с фактически сложившейся улично-дорожной сетью, примыкающей непосредственно к проектируемой территории. В результате эти дорогостоящие магистрали упираются в «бутылочные горлышки» или в тупики. При этом реально существующая магистраль в усть-курдюмском направлении не получает по данному проекту никакого развития и играет откровенно периферийную роль, считает член союза архитекторов.

«Социальную инфраструктуру во встроенных в жилые дома помещениях было бы рационально разделить на бюджетную и коммерческую. Если по бюджетной (отделения связи, библиотеки, охрана правопорядка и т. п.) жёстко фиксировать места размещения совершенно оправдано, то коммерческую — излишне и даже вредно, поскольку она саморегулируется за счёт рыночных механизмов и крайне редко совпадает с проектной», — добавил Лазарев.

Обсуждения продляется до 15 апреля. Власти собираются начать застройку уже в сентябре 2022 года. При этом еще не завершился судебный процесс за землю аэропорта. Подробнее с проектом можно ознакомиться по ссылке.