Представители Саратовского УФАС России отчитались об итогах работы за 2021 год. Сообщается, что за этот период в антимонопольный орган поступило 1 466 заявлений и жалоб. Сотрудниками были взысканы штрафы с нарушителей на общую сумму 21,6 миллиона рублей.
В прошлом году УФАС рассмотрело 12 дел о нарушении закона «О защите конкуренции». Среди них — нашумевшая история со строительством бассейна в селе Перелюб. Тогда областные чиновники допустили нарушение в ходе реализации национального проекта «Демография», в рамках которого осваивали более 77 миллионов рублей.
Антимонопольщики напомнили, что 3 декабря 2020 года администрация Перелюбского района передала подведомственному областному правительству ГКУ СО «Управление капитального строительства» в безвозмездное пользование земельный участок. На нём планировалось возвести спортивный объект.
На следующий день — 4 декабря — учреждение разместило извещение о проведении аукциона на строительство бассейна за 77,7 миллиона рублей. При этом был установлен нереальный срок выполнения работ — с момента заключения контракта до 31 декабря 2020 года.
Прокуратура области и УФАС установили, что ещё до объявления аукциона силами ООО СЗ «Межрегионстрой» уже осуществлялось строительство бассейна. Причём, по данным надзорного органа, возведение спортобъекта было начато без разрешения на строительство.
«Установление ГКУ СО «УКС» срока исполнения контракта менее 5 дней, а также то обстоятельство, что работы по строительству бассейна велись ООО СЗ «Межрегионстрой» до заключения контракта, могли привести к сужению круга потенциальных участников закупки и ограничению доступа к участию в торгах.
В свою очередь, в ходе рассмотрения дела установлено, что ГКУ СО «УКС» не выполнило своих обязанностей заказчика по передаче подрядчику проектной документации с согласованными и определенными техническими условиями (включая точки подключения) к тепловым и электрическим сетям. ООО СЗ «Межрегионстрой» уведомило заказчика о наличии не зависящих от общества обстоятельств, создающих невозможность завершения работ в установленный срок. В январе 2021 года ООО СЗ «Межрегионстрой» в адрес ГКУ СО «УКС» также направлялись претензии.
Более того, общество в декабре 2020 года направляло заказчику акты выполненных работ для оплаты. В свою очередь, акты заказчиком не рассматривались и не подписывались», — говорится в отчёте УФАС региона.
Решение по этому делу антимонопольщики направили в правоохранительные органы для принятия возможных мер реагирования. Сообщается, что в итоге должностное лицо «Управления капитального строительства» было привлечено к административной ответственности (сумма штрафа составила 15 000 рублей).
Среди прочего, в УФАС отчитались о том, что заставили управляющую компанию сменить название. Речь идёт о фирме «Городские жилищные инновации» (сокращенное наименование — ООО «ГЖИ»).
«Саратовское УФАС России при рассмотрении дела пришло к выводу о том, что включение в фирменное наименование предприятия сокращенного наименования органа исполнительной власти субъекта, а именно, ГЖИ СО (Государственной жилищной инспекции Саратовской области) способно породить у потенциальных потребителей услуг иллюзию большей стабильности и надежности хозяйствующего субъекта, более высокого качества его услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые обычно ассоциируются в сознании потребителя со статусом властного органа», — говорится в отчёте.
В конце 2021 года ООО выдали предписание, которое впоследствии было исполнено. Фирма изменила название на ООО «Управляющая компания «Арсенал».
Кроме того, в УФАС рассказали о том, что в 2021 году Верховным Судом РФ была поддержана позиция антимонопольщиков по поводу нарушении законодательства при внедрении на территории Саратовской области Системы-112. Речь идёт о системе для вызова экстренных служб, которая в регионе налаживалась под контролем губернатора Валерия Радаева.
«При внедрении Системы-112 за 163 млн рублей выявлено сразу два соглашения. Заказчик разделил 163 млн рублей на 3 закупки: 28 млн на закупку основного оборудования, 19 млн на дооснащение системы и 116 млн на закупку лицензий.
При этом, только победитель в первой закупке сможет исполнять контракты по последующим закупкам, поскольку оборудование по второй закупке и лицензии по третей закупке должны быть совместимы с поставленным ранее оборудованием, о чем прямо было указано в документации.
Обладая данной информацией, участник закупки может максимально снизить цену, чтобы в будущем получить многомиллионные контракты по начальной максимальной цене контракта. Управлением установлено, что до проведения закупок на региональном уровне формировались рабочие группы, участником которых являлось ПАО «Ростелеком».
В ходе совещаний ПАО «Ростелеком» получало всю информацию о ходе внедрения Системы-112, о финансировании, о сроках проведения закупок, имело возможность заранее подготовиться к участию. ПАО «Ростелеком» разрабатывался технический проект построения Системы-112, общество было назначено ответственным исполнителем за проведение закупок. Разработанный ПАО «Ростелеком» проект был скрыт от потенциальных участников закупок, не размещен в ЕИС либо иных источниках.
По условиям контрактов внедрение системы осуществлялось в соответствии с проектом. Данные обстоятельства позволили ПАО «Ростелеком» одержать победу в первой закупке, снизить цену контракта на 33%, устранить иных участников, получить гарантированную победу в остальных двух закупках.
Одновременно с ПАО «Ростелеком» участие в закупках принимал разработчик программного продукта АО «ИскраУралТел», которое не торговалось с ПАО «Ростелеком», а позже продавало товары ПАО «Ростелеком» по более низкой цене.
Данные обстоятельства квалифицированы по статьям 11 и 16 Закона о защите конкуренции, установлено соглашение между ПАО «Ростелеком» и органами власти области, картельный сговор между ПАО «Ростелеком» и АО «ИскраУралТел».
Суды также отметили, что в результате действий ответчиков исключена возможность экономии бюджетных средств при закупке, созданы условия монополизации изначально конкурентного рынка путем ограничения круга участников торгов.
В результате привлечения ответчиков к административной ответственности Саратовским УФАС России взыскано 7,6 млн рублей», — отмечается в отчёте управления.
Также здесь упоминается о случае с СМС-сообщением от АО «ОТП Банк», за которое кредитной организации выписали крупный штраф. Напомним, жителю региона на телефон пришло предложение оформить кредит в этом банке. При этом он не давал согласия на получение такой рассылки.
«За допущенное нарушение АО „ОТП Банк“ было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 320 тысяч рублей. Банк оспаривал вынесенное постановление о наложении штрафа в судебном порядке, однако Арбитражный суд города Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность», — отмечают антимонопольщики.
Целиком с отчётом Саратовского УФАС можно ознакомиться по ссылке.