В начале января 2019 года на нескольких десятках улиц Саратова, большинство которых находятся в центре города, была ограничена парковка в связи с работой коммунальной техники. С 1 января и по 1 апреля, как поясняла городская администрация, временные знаки установлены и будут действовать прежде всего на тех участках, где снег необходимо расчистить в первую очередь.
Только чтобы почистить
С одной стороны, оно, конечно, правильно. Когда края проезжей части заняты припаркованными автомобилями, расчистить дорогу от снега коммунальщикам трудно. И лучше бы машины горожан не мешались.
С другой стороны, за полтора месяца действия временных знаков, эти якобы первоочередные к расчистке улицы все еще не почищены. Оттого у горожан возникло подозрение, что их обманывают.
Парковочный карман на Киселева. 11 февраля 2019 года
Есть мнение, что власти города Саратова, уже не раз доказавшие свою неспособность справиться с «большим снегом», использовали стихию как повод. Не секрет, что муниципалитет давно мечтает разгрузить центр города от лишнего легкового автотранспорта.
За последние 10 лет рассматривались разные варианты, от ввода платы за парковку до ограничения въезда в центральную часть Саратова на личном авто. Пока ни одна из идей не получила воплощение, потому что не может вписаться в существующее правовое поле.
Народ говорит
Горожане, судя по комментариям в соцсетях и на интернет-форумах, подозревают, что действие временных знаков, ограничивающих парковку, окажется пожизненным (пунктуация и орфография сохранены):
«После 1 апреля забудут убрать знаки и скажет Исаев, что опыт оказался положительным и представители общественности из ОПы, в лице Ландо, предложили не убирать знаки»;
«Исходя из периода, на который будут установлены знаки, эвакуацию начнут с 3 января до самого 1 апреля, а чистку на этих участках, наверное, ближе к концу марта, без участия техники и активно используя помощь весеннего солнца. А после 1 апреля, подведя итоги проделанной работы, примут решение оставить все знаки на постоянной основе. И, как бы странно это не звучало, почему-то в другой сценарий событий верится с огромным трудом»;
Улица Рахова (от ул. Вавилова в сторону ул. Московской). 11 февраля 2019 года
«Уроды всех выдавливают в центра, там и без того беда. Вы транспорт общественный разведите»;
«Выставляются СПЕЦИАЛЬНЫЕ временные знаки „Остановка запрещена, идет уборка снега“ время: 00.00 — 00.00. ВСЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! убрали, перенесли знаки, убрали тачки, убрали снег!»;
«На Мичурина 55/61 знак висит, а снег лежит. Не работает ВАША логика! Не работает Дорожная служба. Не работает служба благоустройства Саратова»…
Мичурина/Чапаева. 11 февраля 2019 года
Предприниматели в свою очередь жалуются, что терпят серьезные убытки из-за заторов, ставших следствием неочищенных дорог. Особенно страдает бизнес, связанный с перевозкой по городу товаров, грузов, корреспонденции. Курьерский бизнес, по отзывам предпринимателей, фактически парализован последние полтора месяца. Вместо 5-7 условных посылок в день, курьер может доставить в лучшем случае одну. По заявлениям предпринимателей, кроме того, что по городу невозможно передвигаться, добравшись до пункта назначения — негде оставить автомобиль.
«У нас и так с парковками в городе беда, а сейчас это беда в квадрате. Парковочные карманы завалены снегом, поставить туда машину невозможно, — говорят представители малого бизнеса. — А теперь еще и знаки развесили: или стоянка совсем запрещена, или разрешена только по четным или нечетным числам. Припаркуешься кое-как и окажешься в зоне запрета. Эти знаки, считай, урезали половину парковочных мест. А вторую половину завалило снегом. Если за день необходимо посетить несколько мест, то это катастрофа. Или пешком, или никак».
Верьте только делам
В администрации Саратова, куда мы переадресовали возмущение горожан и предпринимательского сообщества, нас заверили, что знаки, ограничивающие парковку более чем на 50 участках саратовских улиц, а с 11 февраля еще на дополнительных 15-ти, будут действовать до 1 апреля. Не дольше.
Плана-графика уборки этих дорог от снега в отдельном виде нет. В администрации считают, что он и не нужен, потому что расчистка снежных завалов ведется в Саратове «круглосуточно». Сначала снег якобы вывозится с проезжей части, потом с тротуаров, автобусных остановок и т. п. Но так как техники городу не хватает, то «одномоментно» убрать все завалы невозможно. Поэтому сначала якобы чистят места массового посещения людей, магистральные улицы, троллейбусные и автобусные трассы, подъездные дороги к больницам, школам и прочим социальным объектам, а уж потом всё остальное.
При этом в администрации Саратова ограничение парковки на улицах города не считают сокращением количества парковочных мест. По словам представителей муниципалитета, а конкретно заместителя главы администрации по городскому хозяйству Максима Сиденко, подписавшего официальный ответ на запрос редакции, в последнее время не было ликвидировано ни одного машиноместа. А совсем наоборот — создано 235 новых.
Никакой дополнительной альтернативы для стоянки взамен тем участкам, где она ограничена распоряжением главы администрации, по мнению муниципалитета горожанам не нужно. Ну какая, дескать, еще нужна альтернатива, если все уже в документе предусмотрено. Нельзя стоять на правой стороне по четным числам, стойте на левой. И наоборот. Нельзя парковаться на этой улице, паркуйтесь на другой.
Улица Киселева. 11 февраля 2019 года
Подозрения в потворстве эвакуаторщикам и штрафстоянкам муниципалитет тоже отметает. Мол, контроль за деятельностью и первых, и вторых на совести областного минтранса. Штрафы за нарушение правил парковки, как и за все остальные нарушения ПДД, зачисляются в областной, а не в городской бюджет. Налоги с ведения предпринимательской деятельности эвакуаторщиков и штрафстоянщиков отдельно нигде не учитываются и из общей массы налогов предпринимателей не вычленяются. А значит, выгода муниципалитета не очевидна.
При этом администрация Саратова допускает, что принятое решение об ограничении парковки в городе, особенно в центральной его части, может оказаться непопулярным среди жителей Саратова. Не исключают в администрации и то, что кто-то может захотеть его оспорить — у граждан есть такое право. Хотя до сих пор подобных прецедентов в истории саратовского муниципалитета не было.
Почти созрели
Кстати говоря, желающие поспорить с городскими властями в суде на тему парковок уже есть. Так, по словам Александра Чаплыгина, директора юридической компании «Арбитек» и руководителя Бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России», в предпринимательском сообществе Саратова всерьез рассматривается возможность подачи коллективного иска о признании незаконными соответствующих распоряжений городской администрации.
По словам Чаплыгина, опротестовать можно любое распоряжение местных властей, если гражданин или организация посчитают, что документ нарушает их права. Для этого нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании данного нормативного акта недействующим.
«Оспорить распоряжение властей об ограничении и запрете стоянки на нескольких десятках улиц города можно на протяжении всего срока действия ограничений, то есть до 1 апреля текущего года. Иск нужно будет подавать в районный суд по месту нахождения городской администрации, — говорит юрист. — В суде придется доказать, что этот документ нарушает наши права или не соответствует иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Судом также должно быть проверено, была ли соблюдена процедура принятия распоряжения и его введения в действие (опубликования)».
Александр Чаплыгин
По мнению Александра Чаплыгина, при рассмотрении такого дела в суде со стороны городских властей «будут создаваться сложности». Особенно, в части доказывания наличия нарушения прав запрещающими парковку знаками.
«Но мы уверены, что данное распоряжение, безусловно, нарушает права всех жителей Саратова и представителей местного бизнеса. Мы видим, что власти усугубляют и так непростую ситуацию с парковкой в нашем городе. Мы считаем, что такие решения, безусловно, нужно обсуждать с общественностью перед их принятием», — говорит представитель саратовских предпринимателей.
По словам Александра Чаплыгина, решение о подаче иска против администрации города должно быть принято в ближайшие дни. Единственное препятствие здесь — это время. Как поясняет наш собеседник, судебный процесс может затянуться на месяцы и до конца срока действия ограничений дело, если оно будет заведено, рассмотреть не успеют. А вот если знаки, ограничивающие парковку, решат оставить на постоянной основе, тогда судебный спор будет иметь больший смысл.
P.S. Тем временем, глава городской администрации Михаил Исаев определил тех, кто мешает коммунальным службам чистить улицы от снега. Оказалось, что это как раз те самые горожане-автомобилисты, вынужденно нарушающие правила парковки. По мнению Михаила Исаева, городской ГИБДД «нужно выделить дополнительные экипажи и бороться с этим». В ГИБДД на призыв откликнулись моментально и уже объявили о начале масштабной операции по эвакуации неправильно припаркованных машин.
- Власти не справились с расчисткой одного путепровода за ночь. Его снова перекроют
- В мэрии опубликовали список улиц, которые планируется почистить и расширить
- В мэрии рассказали, какие улицы перекроют в ночь перед Днем всех влюбленных
- В Госдуме придумали, как заставить граждан заниматься уборкой снега
- Власти решили расчистить микрорайон после того, как жители пообещали перекрыть дороги
- «Чуда не произойдет, техника с неба не упадет»: чиновник мэрии надеется, что сильных снегопадов больше не будет