Дело Коргунова: экс-банкир намерен разобраться с "заказчиками" своего уголовного преследования

Не так давно областной центр взбудоражила "шок-новость": дважды бывший депутат Государственной думы, экс-руководитель местного управления Россельхозбанка Олег Коргунов был обнаружен прогуливающимся по городу. За 8 месяцев до этого, вернувшегося из Тибета Олега Николаевича задержали в московском аэропорту. Из столицы домой - в Саратов - этот деятель отправился уже в сопровождении представителей компетентных органов. Была произведена настоящая спецоперация по поимке и обезвреживанию. Поэтому общественность вполне оправданно удивилась, узрев объект повышенного интереса силовиков свободно гуляющим по родному городу. ИА "Версия-Саратов" разобралось, что такое "дело Коргунова", в чем обвиняют бывшее доверенное лицо Владимира Путина и при чем тут фигурант наших расследований, руководитель Облпотребсоюза Олег Подборонов.

Черная плесень

Уголовное дело в отношении Олега Коргунова было возбуждено 14 августа 2017 года по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). Основанием для этого послужили рапорт оперуполномоченного и результаты оперативно-разыскной деятельности.

Первые шесть месяцев после задержания Олег Николаевич провел под домашним арестом. С недавних пор меру пресечения ему изменили на подписку о невыезде. Так что, в пределах Саратова этого человека, по идее, можно увидеть свободно гуляющим где угодно. И едва ли это – необычное явление.

Например, 3 мая 2018 года Коргунов находился в широком коридоре Саратовского областного суда. Он ждал, когда подойдет очередь встретиться со служителями Фемиды, дабы еще раз заявить, что его уголовное преследование незаконно и ничем не обосновано.

- Вот здесь же есть какой-то руководитель, заведующий хозяйственной частью? Неужели он этого не видит? – удивлялся Олег Коргунов, осматривая низкий потолок "зала ожидания", часть белых панелей которого оказалась поражена черной плесенью. – Тут поменять пару панелей и все, совсем другой вид будет.

Наш корреспондент уже не в первый раз встретился здесь с обвиняемым по громкому уголовному делу. Так, в ноябре прошлого года Олег Николаевич пытался добиться от областного суда смягчения условий содержания под домашним арестом.

Тогда он рассказывал, что в момент задержания не собирался скрываться от органов, все его телефоны прослушивались и правоохранители должны были знать, что экс-банкир, вернувшись из Китая 12 сентября 2017 года, самостоятельно намерен приехать в Саратов: "Служба безопасности, следователи знали, что здесь для меня готовили баню, встречу, билеты покупали… Если бы не было "прослушки" и они бы этого не знали, то к рейсу в Москву, наверное, никто бы не поехал".

Коргунов.jpg

Олег Коргунов

Впрочем, теперь, когда Коргунова отпустили из-под домашнего ареста, у обвиняемого появилась новая, более глобальная цель – добиться признания незаконным самого возбуждения уголовного дела. Первая инстанция ему в таких требованиях отказала, поэтому он и пришел в облсуд с апелляционной жалобой.

- Мы делали плитку на улице Волжской тридцать лет назад. Работы производились, когда я был директором в сфере ЖКХ района, - вспоминал Олег Коргунов, пока ждал своей очереди перед залом заседаний. Кажется, именно на Волжской бывшего госдепа, а ныне обвиняемого, сфотографировали граждане, встревоженные его внезапным явлением народу. - Три десятилетия эта плитка простояла. А сейчас переделали – продержалась полтора года. Ну о чем тут говорить? Вон, люди из Москвы приехали – по нашим дорогам до Ровного доехать не могут. Но везде стоят плакаты: "Я люблю город Саратов". Я очень люблю Саратов, но нужно же как-то ухаживать за ним.

Министр, книга и оружие

Обычно Саратовский областной суд предоставляет своим "клиентам" уйму времени на то, чтобы пообщаться по делу, потом – о погоде, а затем снова – по делу. И еще немного времени остается на то, чтобы молча посидеть, переваривая услышанное или обдумывая предложенное.

Также можно поразмыслить над некоторым сходством облсуда с каким-нибудь торговым центром. Во-первых, секретари судебных заседаний (помощники судей?) зачастую ходят здесь в своих, наверное, лучших вечерних или пляжных нарядах. Во-вторых, эти же люди изредка катают тележки из супермаркетов, наполненные томами с материалами по уголовным и всяким разным другим делам. Ну чем не ТЦ – как говорят, последний оплот урбанистики в городках, вроде Саратова?..

Рассмотрение апелляционных жалоб назначают стопками штук по 10-15 на одно время. Например, на 9 часов утра, как в нашем случае. А потом люди сидят и ждут своей очереди, когда двери одного из залов распахнутся и высунувшийся оттуда человек произнесет знакомую фамилию.

- Сначала пропускают тех, кто через ВКС. Там же соединение устанавливается, людей специально приводят, - пояснил адвокат Коргунова Евгений Христосов.

- Что это за ВКС? Какая-то юридическая терминология? – уточнил Олег Николаевич.

- Видеоконференцсвязь. Для тех, кто из СИЗО принимает участие в заседании.

- А, это я знаю. Просто не слышал сокращение такое раньше.

Тем временем, "ребята с ВКС" никак не кончались. За дверями залов были слышны потрескивания и прочие шумы, означающие, что там настраивают микрофоны для очередного заключенного. Впрочем, Олег Коргунов, наверное, не особо возражал против того, чтобы пропустить вперед "узников". Уж лучше последним на свободе, чем первым, но за решеткой.

- А что с Епифановой? – неожиданно вспомнил экс-банкир про бывшего министра образования Саратовской области. Марине Анатольевне еще летом прошлого года предъявили обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями. Речь шла о поставках интерактивных досок в школы региона и возможных нарушениях, связанных с этим. С августа 2017 года об этом деле действительно ничего не было слышно.

Епифанова.JPG

Марина Епифанова

- Кто-то действительно считает, что это Епифанова сама с досками этими интерактивными договаривалась? – продолжил Коргунов. - Думаю, ей сказали: будешь закупать там. И все. Это ведь опять та же компания людей, которая по мне проехалась. Сказали ей, что оттуда товар будет получать. Оплачивай и все. Что министр сделает? Естественно, она послушает, если такие люди говорят. Все же за свои места держатся…

Также Олег Николаевич рассказал о том, что обнаружили у него дома во время обыска.

- Когда меня задержали, пустили сплетни, что мне якобы инкассаторы завозили домой деньги, в сейф. При обыске у меня нашли две с половиной тысячи долларов. Да, там оружие еще было, официально зарегистрированное. И две с половиной тысячи. А где все остальное? Потом, на третий день после задержания, ко мне люди приезжали и говорили: заплатите 120 миллионов рублей и уголовное дело будет закрыто. То есть, у них в голове мысли о том, что у меня денег немерено. Но этого нет.

Наконец, выглянувший из зала заседаний секретарь возвестил о том, что подошла наша очередь.

- Вообще, я хочу книгу написать, - поделился мыслями Коргунов, прежде чем войти в распахнутые двери. - Но не так, как обычно: родился, женился там… А начать ее хочу так: статья 201 часть 2. С этого начать.

Выступление Коргунова

Председательствующая судья Наталия Власенко очень внимательно слушала доводы обвиняемого и его защитника. Евгений Христосов начал с того, что высказал претензии по поводу странного, на его взгляд, поведения первой инстанции при рассмотрении требований о признании постановления о возбуждении уголовного дела незаконным.

- Судом первой инстанции был истребован материал из органов, осуществляющих предварительное расследование. К этому материалу был приложен ряд документов, которые якобы указывали на признаки наличия в действиях Коргунова части 1 статьи 201 УК РФ. Однако следователь не приложил ряд документов, которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела. В частности – протоколы объяснений лиц, опрошенных в рамках проверки. Полагаем, из-за этого суд первой инстанции не провел достаточный анализ обстоятельств, оценка документам не дана, - отметил адвокат.

По его словам, с 14 августа прошлого года и по сегодняшний день следствие не добыло каких-либо данных, указывающих на наличие в действиях Коргунова признаков вменяемого преступления. А это преступление, напомним, относится к тяжким. Карается лишением свободы на срок до 10 лет.

Выступление Олега Коргунова было весьма эмоциональным, за что он сразу же извинился перед судьей. И продолжил, то и дело срываясь на крик.

- С февраля никакие следственные действия не проводятся. В конце 2017 года мы писали ходатайство о проведении бухгалтерской экспертизы. До сегодняшнего дня она не проведена. Ни одной очной ставки за этот период, - подчеркнул он. - Мы обращались в областную прокуратуру, когда было возбуждено уголовное дело. В ответ пришел документ, в котором было написано: ваш материал тщательно изучен (тут выступающий сделал ударение на слове "тщательно", - прим. авт.), проверен, и возбужденное уголовное дело в отношении Коргунова Олега Николаевича по статье 159 части 3 – в рамках нашего российского законодательства.

Я и в суде первой инстанции говорил, и вам, Ваша честь, хочу заявить: прошло шесть месяцев, когда я был под домашним арестом. Сейчас (последние два месяца, - прим. авт.) нахожусь под подпиской о невыезде. Я не знаю, по какой конкретно статье меня обвиняют!

Первый заместитель руководителя Россельхозбанка пишет, что я обвиняюсь по статье 201 части 2. Оперативный сотрудник обвиняет меня по статье 201 части 1. Прокуратура обвиняет меня по статье 159 части 3.

Это один вопрос. Второй: мною якобы нанесен существенный ущерб Россельхозбанку. Цифры ущерба фигурируют: более 100 миллионов; 106 миллионов; более 116; более 103; 184 миллиона рублей… Я до сих пор не знаю, какой ущерб якобы нанесен Коргуновым Россельхозбанку.  А дело, напомню, возбуждено еще 14 августа 2017 года.

Россельхозбанк.JPG

Здание саратовского филиала Россельхозбанка 

Хочу все-таки понять – в чем меня обвиняют? С уверенностью, с высокой уверенностью могу предполагать, что возбужденное уголовное дело носит заказной характер. Предполагаю, уверенно предполагаю, кто стоит за этим делом, почему стоит за этим делом и для чего дело возбудили.

Девять месяцев уже прошло. Практически ребенок рождается уже за это время. Ни одной очной ставки, нет экспертиз, нет допросов. Обвинение и возбуждение уголовного дела построено только на показаниях бывших сотрудников банка, которые были уволены за профнепригодность головным офисом банка с моей подачи.

Тот фигурант, гражданин, который не платит кредитной организации деньги, не исполняет договорные условия, он находится на свободе. А человек, который не нарушил процедуру выдачи кредита, попал под уголовное преследование, - заявил Коргунов.

По всей видимости, под "человеком на свободе" имеется в виду руководитель саратовского Облпотребсоюза Олег Подборонов, распродавший за бесценок себе и близким имущество организации, но так и не расплатившийся перед банком по многомиллионному кредиту.

Выслушав выступавших, а также представителя прокуратуры Пешкова, который зачитал с бумаги две дежурные фразы: "Решение первой инстанции считаю законным. Прошу в удовлетворении жалобы отказать", судья удалилась в совещательную комнату. Там Наталия Власенко находилась довольно долго. А вернувшись, зачитала решение – те же две прокурорские фразы.

- Я на этом не остановлюсь, - прокомментировал Олег Коргунов отказ в удовлетворении жалобы. – Если надо – дойдем до Европейского суда.

Подборонов и компания

На самом деле, сейчас "дело Коргунова" висит на тоненькой ниточке, которая того и гляди оборвется. Официально экс-банкира, который успел поработать на государство в различных ипостасях, и даже в свое время был доверенным лицом нынешнего президента России, обвиняют в выдаче заведомо невозвратного кредита.

Речь идет о займе, предоставленном филиалом Россельхозбанка старейшей саратовской организации – Облпотребсоюзу (ОПС) – на достройку рынка в микрорайоне Солнечный-2. Возводимый объект должен был стать местом, где товаропроизводители смогли бы реализовать свои продукты на льготных условиях. Но в итоге рынок был продан организацией в частные руки.

Подборонов.jpg

Олег Подборонов

Получателем недвижимости оказался зять бывшего депутата, руководителя ОПС – Олега Подборонова. Подробнее об этом мы рассказывали в одном из журналистских расследований, посвященных уничтожению Облпотребсоюза.

По нашим данным, начиная с 2013 года, Подборонов устроил масштабную распродажу имущества ОПС. Причем объекты уходили в руки близких Олега Олеговича или выводились в пользу аффилированных ему фирм за бесценок.

Перечень выведенного имущества ОПС

- Два офисных здания с земельным участком в центре Саратова по адресу: улица Тараса Шевченко 2 и 2А. Проданы за 18 миллионов рублей. Реальная стоимость – около 170 миллионов.

- Территория бывшего деревообрабатывающего комбината с комплексом зданий (3-й Дегтярный проезд, 21). Имущество продано за 5 миллионов рублей. Ежегодно с арендаторов можно получать около 20 миллионов рублей.

- Пансионат "Заря" в Усть-Курдюме (с футбольным полем, дубовой рощей, жилым домом, корпусами и пляжем). Реализован за 22 миллиона рублей.

- Рынок "На Топольчанской".

- Здания бывшей промышленной базы Облпотребсоюза (улица Заводская, 1/27 в Саратове). Проданы всего за 85 тысяч рублей.

Так вот, по версии следствия, Коргунов, зная, что Облпотребсоюз стал неплатежеспособен, все равно настоял на выдаче кредита, который якобы не был ничем обеспечен. Однако этим обвинениям противоречат вступившие в законную силу решения арбитражного суда, которыми в пользу Россельхозбанка были взысканы спорные миллионы.

Более того, служители Фемиды пришли к выводу, что банк взял в залог даже больше имущества ОПС, чем нужно было для возврата задолженности. Сейчас запущена процедура банкротства Облпотребсоюза, а заложенная недвижимость организации должна быть пущена с молотка, чтобы расплатиться с кредиторами.

Если у следствия нет в рукавах еще каких-то козырей, то перспективы уголовного преследования Коргунова выглядят весьма туманными. В связи с этим, вызывает недоумение тот факт, что распродавший имущество ОПС Олег Подборонов, который своевременно не вернул займ банку, действительно до сих пор так и не стал фигурантом какого-либо дела.

- Не думаю, что Подборонов распродавал имущество Облпотребсоюза без одобрения сверху, - поделился своими подозрениями с корреспондентом ИА "Версия-Саратов" Олег Коргунов. - Практически уничтожена система потребкооперации в регионе. Ну как можно было продать 3 тысяч квадратных метров в центре города за 18 миллионов рублей? Как? А я об этом всегда говорю… Естественно, такие люди, как я, в нашей области не нужны. Что интересно, и меня разводят, и Подборонова. Только его – на деньги. Нас просто столкнули. У них же как – разделяй и властвуй.

Так или иначе, но экс-банкир намерен идти до конца. Он обещает в ближайшее время разобраться с людьми, которых называет заказчиками своего уголовного преследования. Их фамилии пока в тайне.

- Конечно, нервы потрепали. Думали, что сломают. Задержание, ИВС, наручники, домашний арест, полнейшая изоляция… Обыски эти. Противно. Но на этом дело не закончится, я это так не оставлю, - заверил Коргунов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции