День в истории: бесчинство нечисти, женские автогонки и первая в СССР кремация

Поверье

Сегодняшний день получил в народе название "страшного дня" — наши предки полагали, что каждый год именно 11 января особенно бесчинствует нечистая сила. Таким образом, можно говорить, что именно страшный день стал прообразом столь популярного сегодня праздника Хэллоуин. Чтобы уберечься от проделок злых сил, нужно было совершить определенные обряды: принести с поляны специально оставленные по этому поводу колья и положить их на дворе, после чего на колья клали солому из постелей - традиционно этот обряд совершал самый старший член семьи. Живущая в деревне знахарка приносила из своей печи угли и разжигала из них костер, который должен был отпугнуть нечисть. По вечерам детям рассказывали страшные истории с плохим концом, после чего все члены семьи загадывали друг другу загадки. Начинать следовало с серьезных и познавательных шарад, а заканчивать шуточными — касающихся предметов окружающего мира, бытовых курьезов и домашних животных.

Особо тщательно в этот день жители Киевской Руси оберегали от злодейств духов и колдунов детей — для этого они читали молитвы и не выпускали молодежь из поля своего зрения. Эта традиция сложилась в память о младенцах, "в Вифлееме Иродом избиенных". Пока родители занимались с детьми, молодые люди проводили время на посиделках. Особое внимание в этот день уделялось погоде: в частности, считалось, что если дует северный ветер, а облаков на небе нет, то вскоре начнутся сильные морозы.

Равенство полов

Несмотря на то, что мы живем в XXI веке, до сих пор существует громадное количество толков, споров и мифов по поводу женщин за рулем. Стоит отметить, что женщины освоили мастерство вождения автомобилей намного раньше, чем многие из нас приняли считать — 11 января 1909 года в США состоялась первая женская автогонка, в которой приняло участие 12 автомобилисток. Участницы стартовали в Нью-Йорке и отправились в Филадельфию, чтобы потом опять вернуться в крупнейший город страны.

Представительницы слабой половины человечества принимали участие в гонках и раньше, но всякий раз делали это наравне с мужчинами, да и речь шла лишь об исключительных асах: например, в 1901 году, в автопробеге между Парижем и Берлином участвовала некая Камилла дю Гас. Особых успехов она не показала и пришла к финишу 32-й. После своего провала Камилла бросила автогонки и увлеклась гонками на моторных лодках, что принесло ей успех: в 1904 году она выиграла гонку Алжир – Тулон.

В 1920-е годы в автогонках блистала чешка Элишка Юнкова. В её послужном списке 56 кубков за победы в гонках, причем все они завоеваны в течение четырёх лет. В 1928 году, после гибели мужа-гонщика в Нюрбургринге, Элишка завязала с автоспортом.

Кремация

До революции 1917 года людей на Руси хоронили одним способом: по христианскому обычаю закапывали в землю, пока в 1918 году не вышел декрет Совнаркома, согласно которому в стране появилась кремация. Несмотря на то, что закон разрешил подобный способ захоронения умерших, на практике новшество прижилось не сразу: первый крематорий в СССР появился только спустя восемь лет. Строить его решили не с нуля, а приспособив под это дело расположенный на юго-западе Москвы храм Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре.

Сначала все шло гладко, однако в какой-то момент власти столкнулись с проблемой оборудования колумбариев (могильников с захоронением пепла в урнах): для того чтобы построить его, нужно было ликвидировать уже существующие захоронения. В итоге в одном из выпусков газеты "Вечерняя Москва" между статьями "Ленин об абортах" и "Дорогу театральному молодняку" появилась заметка, озаглавленная как "Переселение покойников", в которой москвичам предлагалось перезахоронить родственников на каком-либо другом кладбище, поясняя, что в противном случае могилы будут просто-напросто уничтожены. 11 января 1927 года в столице СССР состоялась пробная кремация. Если верить советским документам, очередников на сожжение было невероятно много, и на роль первого кремируемого пришлось отбирать наиболее достойного – им стал бывший революционер Балтийского флота товарищ Соловьев, урна с прахом которого и стала памятником первой кремации в СССР.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции