День в истории: на экранах появился Пиноккио, американец запатентовал огнетушитель, а в России родился создатель самого известного самолета

День в истории: на экранах появился Пиноккио, американец запатентовал огнетушитель, а в России родился создатель самого известного самолета
кадр из мультфильма «Пиноккио»

Премьера

В 1940 году 7 февраля состоялась мировая премьера мультфильма "Пиноккио", снятого студией "Дисней" по сказке Карло Коллоди "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы".

Несмотря на то, что мультфильм был снят по книге, его сюжет значительно расходился с оригиналом. В нем отсутствуют многие персонажи и сцены, а создатель Пиноккио Джеппетто не настолько беден, как в книге.

Сам же Пиноккио это ожившая деревянная кукла, которая путешествует со сверчком Джимини Крикет. Во время своих приключений они встречают злого кукольника Стромболи, попадают на обманчивый Остров удовольствий, где непослушных мальчиков превращают в ослов на продажу, и побывают в чреве чудовищного кита, проглотившего отца Пиноккио — мастера Джепетто.

Мультфильм стал очень успешным. Его создатели получили два "Оскара" за лучшую песню и лучший оригинальный саундтрек. При бюджете в 2,6 миллиона долларов, картинка собрала более 84 миллионов.

В России мультфильм выпускался на видеоносителях несколько раз. В 2003 году выходил официальный дублированный вариант от студии "Невафильм". Также существуют авторские версии в переводах Гаврилова, Гланца и других.

Изобретение

В этот день, 7 февраля 1863 года, в штате Вирджиния изобретатель Алан Крей запатентовал огнетушитель. Это был не первая попытка создания подобного аппарата, но именно Крей доработал изобретение и получил на него патент. В устройстве Крея использовалась вода и его эффективность была довольно низкой.

Первый переносной огнетушитель был создан еще в 1813 году капитаном британской армии Джорджем Мэнби. Это был металлический цилиндр, емкостью около 10 литров, заполненный щелочной водой. Роль вытесняющего газа выполнял закачанный в баллон сжатый воздух.

Прорывом в конструкции огнетушителей стало изобретение бакинского учителя Александра Лорана. Он придумал огнегасительную пену. К этому изобретению его подтолкнули нефтяные пожары, которые регулярно случались в Баку — центре нефтепромышленности Российской империи. В 1905 году Лоран запатентовал пенный огнетушитель "Эврика".

В настоящее время используются преимущественно или порошковые огнетушители или наполненные углекислым газом. Фактически конструкция огнетушителей радикально не менялась с 1950-х годов.

Герой

В Подольском уезде Московской губернии 7 февраля 1906 года родился один из самых известных советских авиаконструкторов, имя которого носит знаменитое авиастроительное КБ Олег Антонов.

Когда Антонову было шесть лет, его семья переехала в Саратов. Здесь будущий конструктор узнал о самолетах и создал со сверстниками "Клуб любителей авиации", выпускал рукописный авиационный журнал. В 1915—1922 годах учился в Саратовском реальном училище и средней школе (ныне № 23).

В 1921 году Антонов попытался поступить в авиашколу, но туда брали только военных. В 1923 году он вступил в "Общество друзей Воздушного флота", создавая планеры собственной конструкции. А затем поступил в Ленинградский политехнический институт на отделение гидроавиации.

Во время Великой Отечественной войны конструктор разрабатывал десантные планеры А-7. Так же на его счету проект летающего танка, который на буксире как планер планировали доставить в партизанский отряд. Но бомбардировщики ТБ-3 несли большие потери и буксировать оригинальный аппарат стало нечем.

После войны под руководством Антонова был разработан легендарный "кукурузник" Ан-2. Уникальный многоцелевой самолет, выпускавшийся более 50 лет. КБ Антонова располагалось в Киеве и стало одним из ведущих самолетостроительных предприятий гражданской авиации в СССР.

На счету Антонова разработка крупнейших в мире грузовых самолетов Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан", на которых было установлено множество рекордов. "Руслан", на котором было установлено 30 рекордов, стал последним самолетом, разработанным под руководством Олега Антонова. Скончался авиаконструктор 4 апреля 1984 года.