День в истории: Швеция переходит на правостороннее движение, а в США выдают патент на бюстгальтер

Родословная вещей

В 1914 году в этот день в мире был выдан патент на изобретение бюстгальтера. Его получила американка Мэри Фелпс Джекобс. "Опытный" образец она смастерила с помощью служанки из носовых платков и запатентовала свое изобретение в 1915 году, хотя своей историей этот предмет гардероба уходит значительно дальше. Ранее французские, английские и немецкие модницы в погоне за красотой носили корсеты, однако они не только были непрактичными, но и наносили серьезный вред здоровью: нарушали весь процесс кровообращения и затрудняли дыхание, из-за чего кислород переставал поступать в головной мозг в достаточном количестве. В результате женщины падали в обморок, а четверо из пяти и вовсе умирали от того, что носили этот предмет гардероба. Хотя о негативном действии корсетов было известно уже тогда, женщины не могли от них отказаться — боялись утратить идеальный силуэт.

Первый бюстгальтер появился в Англии в далеком 1887 году: специального слова для него тогда еще не было придумано и его называли "приспособлением для улучшения формы груди", которое с виду напоминало два чайных ситечка. Новшество не вызвало ожидаемого ажиотажа: женщины крайне неохотно прощались с тугими корсетами. Авторство бюстгальтера, как и многих других предметов одежды и быта, принадлежит далеко не одному человеку. В 1903 году пришел черед выступления на арене бельевой моды француженки Гош Саро. Врач по образованию, она предложила корсет из двух частей, который сохранял "заданную" форму тела, но не так сильно сдавливал грудную клетку, как его предшественники. Она не призывала отказаться от корсета совсем, а лишь от его средней части, которая давила на внутренние органы. В 1912 году немецкий производитель корсетов Зигмунд Линдауэр придумал бюстгальтер без жестких деталей, который надевался не на рубашку, а прямо на тело. Дело в том, что, женившись, он вместе с молодой красавицей-женой отправился в свадебное путешествие и счел его испорченным из-за множества крючков и пуговиц на белье новобрачной. В итоге он решил создать модель, которая бы устроила и женщин и мужчин — без кучи жестких деталей и крючков.

Дальше события развивались стремительно. Силуэты костюмов, прежде неизменные в течение целых столетий, теперь меняются каждые 5-10 лет. В 20-е годы мода диктовала всем немедленно обзавестись недоразвитыми мальчишескими фигурами, и бюстгальтеры стали "ужимать" грудь. В 30-е в моду, напротив, вошли пышные формы и появилась максимально близкая к современной модель. С появлением в 1947 году стиля нью-лук роскошная одежда решительно потребовала столь же роскошного белья. Производители бюстгальтеров стали украшать свои творения бантиками и узорами. К началу 50-х этот предмет гардероба окончательно приобрел знакомый нам внешний вид и перестал восприниматься диковинкой как женщинами, так и мужчинами.

Блага цивилизации

В конце XIX века в столице Российской империи — Санкт-Петербурге — всерьез начали обсуждать перспективы строительства городской подземной железной дороги, которая к тому моменту уже активно работала в Лондоне. О перспективах появления петербургского метро говорили в ресторанах, театрах и на страницах газет. Все видные инженеры того времени пытались перещеголять один другого в разработке проектов подземного экспресса, однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки — по официальной версии для строительства метро не хватало сил и средств, однако современные историки предполагают, что царское правительство не сильно горело желанием тратить колоссальные деньги на "сомнительные проекты", отмахиваясь от проектировщиков как от назойливых мух и называя их работы "домогательством".

Вопрос строительства метро в городе на Неве был поднят в 1938 году. Во многом это было сделано благодаря идеологической составляющей — коммунисты пытались показать, что им по плечу то, на что систематически не обращал внимания "загнивающий царизм". К апрелю 1941 года в Ленинграде было начато строительство шахты, которое, однако, прервалось началом военных действий. Еще два года после окончания войны властям северной столицы было не до метро, пока 3 сентября 1947 года не было заявлено о возобновлении стройки. Акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена был подписан в 1955 году.

Пертурбации

В ночь на 3 сентября 1967 года в Швеции произошло знаменательное событие — страна перешла на правосторонне движение. До этого момента в королевстве все ездили исключительно по левой стороне, однако в упомянутом году власти Швеции решили присоединиться к большинству. Поводом стало то, что все соседние страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы Швеции.

Данное решение было принято властями со скрипом, так как требовало колоссальных капиталовложений, самым ощутимым из которых стала замена всего парка общественного транспорта. Властям пришлось списывать все имеющиеся в стране автобусы и трамваи, поскольку они не могли ездить по правой стороне из-за расположения дверей. Кроме этого, необходимо было установить дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Еще одной статьёй затрат стала необходимость замены фар и педальных узлов для автомобилей. Машины с левым рулем имели левую фару, освещающую обочину. После перехода она стала слепить встречные машины, а обочина оставалась без дополнительных пучков света.

Реализацию этого невероятно сложного решения обеспечивало 20 500 полицейских и солдат с вертолетами, самолетами и бронетехникой. Население тоже не оставили в стороне: для того чтобы подготовить рядовых горожан к грядущим переменам, в королевстве выпустили 30-страничный буклет, рассказывающий о плюсах правостороннего движения. Дизайнеры даже разработали специальный логотип, которым украсили все, что только было можно, вплоть до трусов и мешков для мусора.

Благодаря столь масштабной информационной компании среди простых граждан больших бед действительно не случилось. Днем Н (от шведского слова Hоgertrafik – правостороннее движение) назначили ночь, в которую на всякий случай запретили движение частного транспорта. Остальной с 4.50 замер, а с 5.00 поехал правильной стороной дороги. В первые месяцы после "Дня перемен" наблюдалось значительное снижение уровня аварийности, потому что все ездили очень аккуратно и строго следили за знаками и дорогой.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Оперативные новости и комментарии редакции