Компьютер
В 1981 году, 12 августа, американская компания IBM Corporation (International Business Machines) выпустила первый персональный компьютер IBM 5150, ставший массовым положивший начало эпохе современных компьютеров. Компьютеры выпускались и прежде, но это были громоздкие вычислительные машины, стоившие очень дорого и предназначенные для решения в основном научных задач. IBM PC 5150 был похож на привычный нам домашний компьютер (состоял из системного блока, в котором размещались дисководы, клавиатуры и цветного дисплея), стоил от полутора до трёх тысяч долларов и был основан на блочно-модульной схеме компоновки и принципе "открытой архитектуры".
Первый персональный компьютер имел объем оперативной памяти 64 килобайта, а рабочая частота центрального процессора составляла чуть меньше 5 МГц. Жесткого диска в IBM PC 5150 не было вовсе — его заменяли 5-дюймовые дисководы, однако желающие могли приобрести специальный "модуль расширения" с винчестером емкостью 10 мегабайт. Кроме того, новшеством была базовая система ввода/вывода — BIOS, которая до сих пор используется в компьютерах, хоть и в несколько изменённом виде. Блочно-модульная схема компьютера позволила производителям электронной техники участвовать в новом бизнесе: компьютеры можно было изготавливать целиком, можно было заниматься производством отдельных компонентов или только их сборкой. Быстро возник рынок комплектующих изделий для ПК, построенных на базе IBM-архитектуры. Если в 1980 году было продано около 700 тыс. компьютеров, то в 1982 году их было продано более 3 миллионов. За короткий срок было создано системное ПО и большой объем программного обеспечения. Одна из причин грандиозного успеха IBM PC — возможность усовершенствования отдельных частей компьютера и использование принципиально новых устройств. Как тогда, так и сейчас, можно собрать компьютер из независимо изготовленных частей по аналогии с детским конструктором.
Сейчас в мире более миллиарда персональных компьютеров, они широко используются в учёбе, работе и развлечениях. Сам создатель популярного IBM 5150 Марк Дин уверен, что персональные компьютеры в том виде, в котором они существуют сейчас, повторят судьбу виниловых пластинок, дисплеев на основе электронно-лучевой трубки и пишущих машинок. В свое время эти решения были "прорывными", но их вытеснили более совершенные технологии. Дин уверен, что на смену ПК придут планшеты и смартфоны, которым суждено перенять эстафету популярности.
Изобретение
В 1851 году, 12 августа, американский изобретатель и предприниматель Исаак Зингер получил патент на швейную машинку. Благодаря надёжности и удобству — а также новейшим маркетинговым решениями самого Зингера — машинка обрела невероятную популярность.
Цена первых выставленных на продажу машинок составляла 100 долларов. Мало кто готов был тратить такие деньги на поскольку в домашних условиях женщины прекрасно справлялись с шитьем при помощи иголки с ниткой, а на швейных мануфактурах использовался очень дешёвый труд швей. Зингер придумал систему, при которой покупатели могли сами заказывать запчасти, чтобы устранить неисправность — швейная машинка стала первым бытовым прибором, который можно было ремонтировать в домашних условиях.
В 1954 году Исааком Зингером и адвокатом Эдвардом Кларком была основана компания I.M. Singer & Co, которая впервые начала выпускать швейные машинки, ориентированные не на промышленное производство, а на обычных домохозяек. Описания швейных машинок раздавались прихожанкам на проповедях вместе с религиозной литературой, печатались на программках театральных выступлений, на ярмарках машинки демонстрировали специально нанятые красавицы. Успех не заставил себя ждать — вскоре Singer стала престижной маркой.
В 1854 году Зингер пошёл на ещё один революционный маркетинговый ход: он начал продавать машинки в рассрочку, что сделало её доступной практически для любой семьи.
Более 100 лет машинки компании Singer пользовались широчайшей популярностью, однако к началу XXI века их потеснила продукция быстро развивающихся азиатских фирм, а сама огромная корпорация стала нести убытки и к концу 2000 года разорилась.
Подводная лодка
Пятнадцать лет назад, 12 августа 2000 года, при проведении учений Северного флота в Баренцевом море на глубине 108 метров затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск". Это стало одной из самых масштабных катастроф на российском флоте за всю постсоветскую историю.
АПЛ "Курск" была заложена в Северодвинске в 1992 году, спущена на воду в мае, а принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года, с 1995 года входила в состав российского Северного флота. В 1999 году лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан, затем в Средиземное море, по итогам соревнований в том же году стала лучшей в 7-й дивизии Северного флота. На борту лодки, принимавшей участие в учениях, были 24 крылатые ракеты и 24 торпеды, а также 118 членов экипажа.
Согласно плану учений, между 11.40 и 13.20 12 августа 2000 года "Курск", успешно атаковав крылатой ракетой надводную группу кораблей, должен был произвести учебную стрельбу торпедами. В 11.26 в акватории, где находился "Курск", гидролокаторы зафиксировали взрыв, спустя две минуты — второй, в несколько раз сильнее первого. В установленное время (около 13.10) лодка не вышла на связь, однако поисково-спасательная операция была начата только в районе 19.00 того же дня, а боевая тревога на флоте объявлена в 23.30. Около 5 часов утра 13 августа флагманский крейсер "Пётр Великий" зафиксировал сигналы SOS с лодки, лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 9 утра был обнаружен выпущенный "Курском" красно-белый аварийный буй.
Утром 14 августа руководство ВМФ РФ объявило, что "Курск" из-за неполадок был вынужден лечь на грунт, реактор заглушен, а с подводниками установлена и поддерживается связь. Норвегия и Великобритания предложили свою помощь, но спасательная операция не объявлялась, так как лодка официально была признана только аварийной (то есть могла самостоятельно всплыть). Руководство российского военно-морского флота утверждало, что справится своими силами.
15 августа было объявлено о начале спасательной операции с помощью специальных глубоководных аппаратов. Стало ясно, что первые три отсека лодки затоплены. Представитель ВМФ вылетел в Брюссель для переговоров о возможной помощи со стороны НАТО, а представители Северного флота утверждали, что связь с экипажем лодки по-прежнему поддерживается с помощью перестукивания. 16 августа было предпринято несколько неудачных попыток пристыковать подводный спасательный аппарат к аварийному люку 9-го отсека "Курска". Глава правительственной комиссии по расследованию причин ЧП на "Курске" вице-премьер Илья Клебанов в тот же день заявил, что экипаж не подаёт признаков жизни. 18 августа в районе катастрофы находились 22 корабля Северного флота, ни один из четырёх спасательных аппаратов так и не смог пристыковаться к люку в хвостовой части лодки. Руководство ВМФ начало утверждать, что весь экипаж лодки погиб в первые же минуты после аварии, а за сигналы SOS были ошибочно приняты технические шумы.
19 августа спасательная операция стала международной: в район гибели "Курска" к вечеру выдвинулось норвежское судно с глубоководными водолазами и британская спасательная мини-подлодка. Утром 21 августа норвежцы вскрыли верхний люк в 9-й отсек, а в середине дня — нижний, убедились, что лодка полностью затоплена, а экипаж в полном составе погиб.
В октябре 2000 года на поверхность были подняты 12 тел погибших подводников. В кармане кителя капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, командира 7-го отсека "Курска", была обнаружена записка, из которой стало ясно, что после второго взрыва в 9-м отсеке собрались 23 оставшихся в живых члена экипажа. По официальной версии, они прожили не больше нескольких часов, по неофициальной — около двух суток. Некоторые специалисты позднее утверждали, что их можно было бы спасти, если бы предложение иностранной помощи российской стороной было принято более оперативно. Спасательная операция "Курска" — первая в истории атомного флота России, в результате которой не было спасено ни одного человека.
Согласно официальному отчёту, подготовленному генеральным прокурором РФ Владимиром Устиновым, причиной катастрофы стал взрыв торпеды в торпедном отсеке № 4, произошедший из-за утечки топлива. От него спустя две минуты сдетонировал остальной боезапас, первые два отсека лодки были разрушены почти полностью. В октябре 2001 года с помощью голландских, норвежских и британских специалистов "Курск" был поднят со дна Баренцева моря, были извлечены и опознаны тела 115 из 118 погибших подводников. Указом президента РФ от 26 августа 2000 года командиру АПЛ "Курск" капитану 1 ранга Геннадию Лячину посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Все члены экипажа посмертно награждены орденами Мужества.