В мире
22 января 1861 года французский путешественник Анри Муо обнаружил в джунглях Камбоджи гигантский индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват, посвящённый богу Вишну. Здание является одним из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Ангкор-Ват был построен в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II. В составе градостроительного комплекса Ангкор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 кв. км; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 тыс. кв. км, а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.
Первоначально посвящённый богу Вишну, с точки зрения архитектуры объединяет типологию индуистского храма-горы, представляющего мифическую гору Меру - обиталище богов - и типологию галерей, свойственных архитектуре позднейших периодов. Храм состоит из трёх концентрических прямоугольных строений, высота которых увеличивается в направлении к центру, по периметру окруженных стеной 1,5х1,3 км и рвом с водой, длина которого составляет 3,6 км, а ширина - 190 м. Внутреннее сооружение содержит пять башен в форме лотоса; центральная башня возносится на 42 м над святилищем, общая же её высота от поверхности земли достигает 65 м.
В XV веке перестал использоваться, и был заброшен. Ангкор-Ват изображён на государственном флаге и гербе Камбоджи.
В России
22 января 1905 года в Санкт-Петербурге произошли трагические события, вошедшие в историю как Кровавое или Красное воскресенье и положившие начало революции. Фактически спланированное восстание петербургских рабочих сначала выглядело безобидным шествием с целью вручить царю Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах. Шествие было подготовлено легальной организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» во главе со священником Георгием Гапоном.
Поводом для выступления рабочих стала проигранная забастовка, начавшаяся 3 января на Путиловском заводе и охватившая все заводы и фабрики Петербурга. 5 января Гапон бросил в массы мысль обратиться за помощью к самому царю, а 7-8 января составил петицию, перечислявшую требования рабочих. Наряду с экономическими, петиция включала ряд политических требований, главным из которых был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания.
В день шествия сам царь был не в дворце и не в городе. Политический характер выступления и стремление демонстрантов прорваться сквозь оцепление солдат стали причиной разгона шествия, в ходе которого против безоружных рабочих было применено огнестрельное оружие.
Вопрос о количестве жертв «Кровавого воскресенья» всегда был предметом разногласий. По официальным правительственным данным, опубликованным 10 января, всего 9 января в больницы Петербурга было доставлено 76 убитых и 233 раненых. Впоследствии эта цифра была уточнена: 96 убитых и 333 раненых, из которых в дальнейшем умерло ещё 34 человека, итого 130 убитых и 299 раненых. Данные неофициальных источников сильно расходятся: согласно им, в результате трагедии 22 января 1905 года погибли от нескольких сотен до 4 тыс. человек.
Разгон шествия вызвал взрыв возмущения в российском обществе и во всём мире и послужил толчком к началу Первой русской революции.