В мире
25 июля 2000 года в пригороде Парижа в трёх километрах юго-западнее международного аэропорта имени Шарля де Голля разбился сверхзвуковой пассажирский самолёт "Конкорд" авиакомпании Air France, выполнявший чартерный рейс 4590. Это была первая и единственная катастрофа данного типа самолётов за 27 лет эксплуатации. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту - 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в момент крушения на земле.
Чартерный рейс был заказан немецкой компанией Peter Deilmann Cruises, 96 из 100 пассажиров на борту были немцами, которые летели в Нью-Йорк с тем, чтобы сесть на корабль Deutschland для совершения 16-дневного круиза по Южной Америке.
За несколько минут до катастрофы на взлётно-посадочной полосе 26П совершил посадку Боинг-747 президента Франции Жака Ширака, возвратившегося из Японии с саммита "большой восьмёрки". В то время как Боинг-747 выруливал на стоянку, с той же ВПП 26П совершал взлёт пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10 американской авиакомпании Continental Airlines. Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина - деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. Такое повреждение не представляло опасности для DC-10.
Через четыре минуты, в 16:42 по местному времени (UTC+2), "Конкорд" со 100 пассажирами на борту вырулил на взлётно-посадочную полосу 26П аэропорта имени Шарля де Голля. Во время разбега на скорости примерно 280 км/ч самолет наехал на металлический обломок, вследствие чего покрышка одного из колёс шасси лопнула. Фрагменты покрышки, ударившие в крыло самолёта, вызвали повреждение обшивки и утечку топлива из бака № 5. Вытекающий из бака керосин немедленно воспламенился от искры в шасси самолёта или от соприкосновения с горячими частями двигателя (например, соплом, работающим на взлёте в режиме форсажа). Воспламенившийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя № 2 (расположен на левом крыле, ближе к фюзеляжу) и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель № 1 "задохнулся" от горячих газов, не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.
На командно-диспетчерском пункте обнаружили возгорание "Конкорда", о чём немедленно сообщили экипажу по радиосвязи. Самолёт уже заканчивал разбег, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт. Капитан Кристиан Марти принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в ближайшем аэропорту в Ле Бурже. Однако через несколько секунд после отрыва от взлетной-посадочной полосы по причине продолжающегося пожара отказал двигатель № 1 - крайний на левом крыле, начали отрываться куски обшивки. Затем нос самолёта задрался, он потерял управление и рухнул в предместье Парижа Гонесс на небольшой отель, примерно в трёх километрах от аэропорта. В результате крушения погибли 113 человек - 109 находившихся на борту, а также четыре человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.
В России
25 июля 1826 года состоялась казнь пятерых руководителей восстания декабристов: П.И. Пестеля, С.И. Муравьёва-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, К.Ф. Рылеева и П.Г. Каховского. Полицмейстер прочитал сентенцию Верховного суда и всех осужденных повесили.
По делу декабристов было привлечено около 600 человек. Следствие велось при прямом и непосредственном участии Николая I, который сам в своем кабинете вел допросы. Следственная комиссия о каждом шаге в ходе следствия доносила Николаю I. Суд был лишь ширмой, приговор выносил по сути дела сам государь. Результатом работы суда стал список из 121 "государственного преступника", разделенных на 11 разрядов по степени провинности. Вне разрядов были поставлены П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский, приговоренные к смертной казни четвертованием. В число тридцати одного государственного преступника первого разряда, осужденных к смертной казни отсечением головы, вошли члены тайных обществ, давшие личное согласие на цареубийство. Остальные были приговорены к различным срокам каторжных работ. Позже некоторым декабристам смертная казнь была заменена вечной каторгой, а пятерым лидерам восстания четвертование было заменено смертной казнью через повешение.