Праздник
Каждый четвёртый четверг октября в России отмечается День без бумаги. Праздник учреждён с целью привлечь внимание к очевидным преимуществам электронного документооборота и более эффективным и экологичным способам использования бумаги. Автором идеи стала международная ассоциация специалистов в области управления информацией AIIM, в которой работают более 70 тысяч сотрудников из 150 стран мира.
В этот день люди по всему миру делятся опытом о том, как технологии помогают сократить расход бумаги в работе, бизнесе и производстве. Многие компании устраивают конкурсы на лучшую инициативу в этом направлении.
Ежедневно на свалку отправляются целые кучи самой разной бумажной продукции, хотя на производство бумаги тратится огромное количество ресурсов. Например, количество выделяемого при этом в атмосферу углекислого газа втрое больше, чем выбросы авиации всего мира. Переработка одной тонны бумажной продукции позволяет спасти 17 деревьев, 4000 кВт/ч электроэнергии, 3 кубических метра земли, 26 000 литров воды и 240 литров горючего.
Изобретение
В 1873 году, 27 октября, американский фермер из штата Иллинойс Джозеф Глидден получил патент на колючую проволоку. Он предложил хоть и не самую первую, но самую технологичную конструкцию этого изделия.
Во второй половине XIX века в США началось активное освоение Великих равнин на юго-западе, причём самыми первыми на эти земли приходили скотоводы. Им было необходимо огораживать выгоны, а традиционные для Америки изгороди требовали слишком большого количества дерева, которое приходилось везти по железной дороге с востока. Пробовали делать и проволочные изгороди, но они были не слишком эффективными – стада животных с лёгкостью могли их "не заметить".
В 1873 году на ярмарке круга Де Кальб (Иллинойс) один из фермеров продемонстрировал конструкцию, которая, по его мнению, должна была решить проблему: это была доска, из которой в разные стороны торчали заточенные гвозди. Как считал фермер, изгородь из такого материала будет непреодолимой для стада коров. Конструкция заинтересовала Глиддена, увидевшего её в тот день, и он принялся экспериментировать. Для начала он исключил из конструкции дерево. Чтобы колючки не смещались, Глидден решил вторую проволочную нить, обернутую вокруг первой. Его решение оказалось исключительно удачным.
Примерно в то же время патенты на колючую проволоку получили ещё несколько изобретателей. Велись долгие судебные разбирательства, в результате "отцом" колючей проволоки признали именно Джозефа Глиддена.
Вначале колючая проволока применялась исключительно в мирных целях, однако вскоре ей нашлось применение и на войне: из неё стали делать заграждения длинной в несколько километров и глубиной в сотни метров. Она оказалась на вооружении многих стран, а пик применения заграждений из колючей проволоки пришёлся на Первую мировую войну. Тогда же была изобретена спираль Бруно - заграждение из колючей проволоки, которое изготавливалось заблаговременно и было очень лёгким в установке. К тому же для истощённых войной стран такая проволока была гораздо дешевле в производстве, чем металлоконструкции. Колючая проволока до сих пор пользуется популярностью и применяется в самых разных областях.
Театр
В 1927 году в этот день был основан один из самых прославленных советских и российских театров – Ленком. Изначально он был создан по инициативе Московского Комсомола и назывался ТРАМ (Театр рабочей молодежи).
Литературной частью театра в первые годы заведовал Михаил Булгаков - и даже поставил одну из пьес как режиссер. "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик" – таково было кредо театра в конце 20-х – начале 30-х годов, однако там никогда не забывали классическое театральное искусство, а спустя несколько лет на сцене появились русские и советские классические пьесы.
В 30-х годах идея о том, что участники труппы днём работают на предприятиях, а вечером играют на сцене, была пересмотрена и ТРАМ стал профессиональным театром. 20 февраля 1938 года его переименовали в Московский театр имени Ленинского комсомола. Здесь играли самые прославленные мхатовские актёры - Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Ростислав Плятт, ставили пьесы Константина Симонова ещё до того, как он обрёл всесоюзную славу. В его пьесе "Так и будет" (1944) играла любимица публики Валентина Серова. Также в разные годы здесь работали Ольга Яковлева, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Валентин Гафт, Лев Круглый, Всеволод Ларионов, Лев Дуров, Александр Ширвиндт, Михаил Державин.
Ставили в Ленкоме и рок-оперы: "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Новый этап жизни театра начался в 1973 году, когда его художественным руководителем стал Марк Захаров. Театр и по сей день является одним из центров культурной жизни России.