Деньги
В 1769 году, 9 января, Екатериной II был подписан манифест о введении в оборот в России первых бумажных денег – ассигнаций. Вопрос прорабатывался ещё при её муже Петре III, однако проект был заморожен как преждевременный.
Необходимость в бумажных деньгах была обусловлена дефицитом серебра: в России того времени ходила медная и серебряная монета, и если медных денег было в избытке, то серебряных сильно не хватало. Большие военные расходы вытягивали из казны золото и серебро, кроме того, дефицит серебряной монеты был крайне неудобен при уплате налогов, поскольку 500 рублей медными монетами по объёму составляли целую телегу.
Проект выпуска ассигнаций по поручению Екатерины II подготовил генерал-прокурор Александр Вяземский. В 1768 году был издан указ об учреждении ассигнационного банка для обменных операций, а с 1 февраля 1769 года были выпущены ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Начался обмен металлических денег на бумажные, причём курс ассигнаций по отношению к серебру был достаточно высок: за бумажный рубль давали 98-101 копейки серебром. Ассигнациями можно было платить налоги и подати. Они быстро прижились и стали пользоваться большой популярностью у населения.
Первоначально ассигнации были очень просты по оформлению: большие листы белой бумаги размером 175х225 мм, обрамленные чёрной рамкой. На бумаге был указан номер, а в центре листа - обозначение номинала. Имелись водяные знаки, однако такие деньги было очень легко подделать. 25-рублёвую ассигнацию столь успешно и часто переделывали в 75-рублёвую, что выпуск последних вскоре был полностью прекращён. За подделку бумажных денег была введена смертная казнь, но это не смогло избавить страну от фальшивок.
"Число банковских ассигнаций никогда и ни в каком случае не долженствует простираться в нашем государстве выше 100 млн рублей", - было указано в манифесте 1786 года, однако к концу правления Екатерины II (1796 год) общий объём ассигнаций в России достиг 157 млн рублей, не считая подделок.
Клад
В этот день, 9 января 1932 года, в руинах древнего индейского поселения в местечке Монте-Альбана на юге Мексики был найден богатейший клад XIII века, принадлежащий народности сапотеки. Раскопки в долине Оахака начались всего годом ранее, хотя путешественники находили там резные камни с загадочными иероглифами ещё в XIX веке, а Альфонсо Касо первым предположил, что находки могут принадлежать сапотекам.
Спустя 4 месяца после начала раскопок из обнаруженной гробницы № 7 извлекли более 500 предметов. Среди находок оказались вещи из полудрагоценных камней, кости, редкого и необычайно прочного горного хрусталя, а также почти 100 кг золота.
Большинство золотых украшений доколумбовой Америки не дошло до нас, поскольку конкистадоры переплавляли их в слитки. Найденный клад превысил количество всех известных на тот момент образцов вдвое. В числе прочего там была подвеска из шестнадцати звеньев, пластинки которой олицетворяли небо, солнце, луну и землю; маска древнего бога Шипе Тотека, обтянутая человеческой кожей; ожерелье из золота и драгоценных камней, состоявшее из 854 одинаковых звеньев, расположенных в 20 рядов; напёрстки в виде голов птиц и животных; хрустальные человеческие черепа и многое другое.
Постепенно экспедиция Касо раскопала храмы и дворцы древней столицы сапотеков. Площадь города составляла около 40 квадратных километров, в нём проживало порядка 20 тысяч человек.
Самолёт
В 1969 году, 9 января, в Бристоле (Великобритания) состоялся первый испытательный полёт знаменитого сверхзвукового пассажирского лайнера "Конкорд". Разрабатывали самолёт совместно британские и французские специалисты. Целью было создание лайнера, который мог бы перевозить через Атлантику не менее 100 пассажиров с максимально возможной скоростью.
Первый прототип сверхзвукового самолёта был представлен в Тулузе в 1967 году. Лайнер получил название "Конкорд" и использовался всего двумя авиакомпаниями: British Airways (5 самолётов) и Air France (4 самолёта). За 27 лет эксплуатации с помощью "Конкордов" было перевезено более 3 миллионов пассажиров. Лайнер установил несколько рекордов скорости: на трассе Лондон – Нью-Йорк - 2 часа 55 минут 15 секунд, облететь вокруг Земли смог за 31 час 27 минут 49 секунд с шестью посадками для дозаправки. На борту во время этого полёта было 99 пассажиров, 18 членов экипажа и медвежонок.
Причиной снятия "Конкорда" с эксплуатации стала первая и единственная катастрофа лайнера, случившаяся 25 июля 2000 года. Самолёт компании Air France рухнул на здание гостиницы под Парижем. Никто из находившихся на борту 109 человек не выжил, ещё 4 человека погибли на земле. Согласно заключению экспертизы, причиной катастрофы стало то, что кусок покрышки пробил балансировочный топливный бак самолёта. Последний полёт "Конкорда" состоялся 27 ноября 2003 года: самолёт приземлился в Бристоле, где когда-то началась его история.