День в истории: в СССР появился Госплан, с Байконура взлетели Ветерок и Уголек, а в Вене родился знаменитый автогонщик

День в истории: в СССР появился Госплан, с Байконура взлетели Ветерок и Уголек, а в Вене родился знаменитый автогонщик
На фото: Ники Лауда © sport.bigmir.net

Событие

В СССР 22 февраля 1921 года был учрежден Государственный плановый комитет Совета министров или просто Госплан. Орган власти, занимавшийся планирование экономики и народного хозяйства Советского Союза.

Изначально Госплан был консультативным органом, задачей которого была координация планов союзных республик. Его прообразом была Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год. Полноценным составлением планов развития экономики страны ведомство занялось с 1925 года. К тому моменту в СССР уже была создана сеть подчиненных организаций, а в головном отделении работали 300 сотрудников.

Под руководством Госплана проводились такие масштабные операции как индустриализация СССР в 30-х годах и эвакуация предприятий на восток во время Великой Отечественной войны. После войны руководитель Госплана Николай Вознесенский вошел в состав Спецкомитета, занимавшегося атомной программой Советского Союза.

За время своего существования Госплан несколько раз менял формат деятельности. В 1960-х годах он стал Советом народного хозяйства, а в 1991 году перед распадом СССР получил статус министерства. В настоящее время преемником Госплана принято считать Минэкономразвития России.

Наука

С космодрома Байконур 22 февраля 1966 года стартовал "Космос-110" - модифицированный корабль "Восход" с двумя беспородными собаками Ветерок и Уголек на борту. Они были первыми живыми существами, совершившими длительный космический полет.

Собак погрузили в летательный аппарат за шесть часов до взлета. Их одели в скафандры и посадили в отдельные кабины. Основным подопытным был Ветерок, а Уголек был дублером. Задачей полета была отработка длительного космического путешествия.

Полет Ветерка и Уголька продолжался 22 дня и завершился 16 марта 1966 года. На тот момент это был рекорд, который побили только космонавты неудачной миссии "Союз-11", проведшие в 1971 году на станции "Салют-1" 24 дня. Рекорд "Космоса-110" остается действующим для собак, летавших в космос.

После приземления выяснилось, что под капроновыми костюмами собак нет шерсти. Животные были ослабевшими и страдали от обезвоживания. Но спустя некоторое время они пришли в норму и жили на территории Института медико-биологических проблем.

Во время полета собак с борта летательного аппарата дважды производилась телетрансляция, а после удачного приземления почта СССР выпустила марки с изображением Ветерка и Уголька.

Герой

В Вене 22 февраля 1949 года родился один из самых известных и титулованных гонщиков в истории автоспорта Ники Лауда.
Лауда родился в богатой семье и рано увлекся гонками. Несмотря на то, что родители не одобряли увлечение сына, он все равно участвовал в формуле "Мини", "Формуле-Ви" и ряде других гоночных серий. В 1971 году он получил место в команде March "Формулы-2", но после этого разногласия с семьей привели к тому, что Лауда остался без финансовой поддержки.

Австриец не бросил увлечение гонками и взял кредит, чтобы оплатить свое участие в самой престижной серии "Формуле-1". Команда March, за которую выступал Лауда, была неконкурентоспособна, и гонщик оказался на грани краха. Затем он все же купил место в BRM, после чего работоспособного гонщика пригласили в сильную команду Ferrari, где ему уже не надо было платить за место.

Уже во втором сезоне в итальянской команде Лауда стал чемпионом мира 1975 года. В следующем сезоне австриец вновь был лидером чемпионата, но в гонке на Нюрбургринге, которую он призывал бойкотировать из-за недостаточной безопасности, пилот попал в серьезную аварию. Гонщик получил сильные ожоги и впал в кому, но уже спустя шесть недель он вернулся на трассу. В 1977 году Ники Лауда стал чемпионом мира во второй раз. Свой последний, третий титул, он выиграл в 1984 году.

После завершения карьеры в 1985 году Лауда занялся управлением своей авиакомпанией. Он также прошел обучение пилотированию гражданских самолетов и сам пилотировал некоторые из рейсов компании. В 1999 году он продал контрольный пакет акций крупнейшей австрийской авиакомпании, Austrian Airlines, и практически перестал принимать участие в управлении Lauda Air. В 2003 году он продал также остаток своей доли, однако в том же году основал другую авиакомпанию — Niki. Сейчас прославленный гонщик продолжает заниматься авиабизнесом и часто выступает экспертом в мире автоспорта.

На счету пилота также четыре автобиографических книги и роль в фильме Svitati 1999 года. А в 2013 году режиссер Рон Ховард снял фильм "Гонка" о противостоянии Ники Лауды и другого известного гонщика Джеймса Ханта.

Поддержите наш проект, чтобы мы и дальше делали то, что вам нравится

Эта заметка помогла решить вашу проблему?

Мы затронули важную для вас тему?

Хотите поблагодарить журналистов за проделанную работу?