Резиденция
В 1377 году, 17 января, Ватикан стал официальной резиденцией Папы Римского. Он находится на холме Монте-Ватикано в западной части Рима, на правом берегу Тибра.
Светские владения Папы в Италии образовались в 756 году, когда король франков Пипин Короткий подарил папе Стефану II Рим и несколько прилегающих провинций. Так образовалась Папская область. Сперва Папы считались вассалами франков, затем Священной Римской империи, только в 1274 году её правители Габсбурги признали независимость Папской области. На протяжении веков её территория то увеличивалась, то уменьшалась, светскую власть Папы не раз ставили под сомнение. Период с 1309 по 1377 годы называется "Авиньонским пленением Пап", французский король Филипп IV Красивый перенёс папский престол в Авиньон и следил, чтобы понтификами выбирали только французов.
Полностью восстановить свою власть над Северной Италией Папам удалось только в XV веке, а в XVI столетии территория Папской области несколько расширилась. Сама область просуществовала до 1870 года, когда была включена в состав Итальянского королевства. 11 февраля 1929 года между Папой Пием XI и Италией (в лице Бенито Муссолини) были подписаны Латеранские соглашения, которые восстановили государственный суверенитет Ватикана как церковного государства во главе с Папой Римским. Площадь современного Ватикана – всего 0,44 квадратных километра, это самое маленькое государство в мире.
Путешествие
В 1773 году, 17 января, знаменитый британский путешественник Джеймс Кук на корабле "Резолюшн" впервые в истории пересёк Южный полярный круг. Это была вторая по счёту экспедиция Кука с целью найти загадочный Южный континент.
Два корабля - "Резолюшн" и "Эдвенчур" - отплыли на юг из Англии в июле 1772 года. 11 декабря того же года корабли потеряли друг друга из вида, затерявшись среди льдов в густом тумане. "Резолюшн" под командованием Кука продолжил плыть к Антарктиде, став первым кораблём, заплывшим так далеко на юг и пересёкшим южный полярный круг.
На случай возможной потери друг друга из вида у капитанов кораблей была договорённость о месте встречи в заливе Шарлотты. Там они и встретились весной 1773 года и продолжили плавание на запад, однако пробиться южнее сквозь льды не смогли. Исходя из этого, Кук ошибочно решил, что никакого Южного континента не существует. Экспедиция не достигла своей цели, однако за время плавание ей были открыты Новая Каледония, Сандвичевы (ныне Гавайские) острова, Южная Георгия и Норфолк. Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Учёный
Ровно 170 лет назад, 17 января 1847 года, в селе Орехово (нынешняя Владимирская область) родился выдающийся учёный, основоположник современной гидроаэродинамики и "отец русской авиации" Николай Егорович Жуковский. В 1868 году он закончил физико-математический факультет Московского университета по специальности "прикладная математика", затем начал преподавать математику в Московском техническом училище (позже МВТУ), в 1886 году был избран профессором Московского университета, а в 1887 году стал заведующим кафедрой механики Технического училища.
Жуковскому принадлежит около 200 работ, посвящённых механике и её приложениям к различным техническим задачам. С начала XX века основное внимание он уделял разработке вопросов аэромеханики и авиации.
Именно Николай Жуковский первым создал теорию гидравлического удара, решив актуальную для многих крупных городов проблему, из-за которой по непонятным для инженеров причинам происходили разрывы магистральных труб водопроводов. Жуковский определил, что причиной возникновения гидравлического удара, разрывающего трубы, является резкое перекрывание или открывание магистральных кранов – от сжатия воды и расширения стенок трубы образовывалась ударная волна. Причём сильнее всего она становилась при перемещении воды из трубы большего диаметра в более узкую. Благодаря открытию Жуковского появилась возможность предотвращать аварии.
Первый доклад учёного, имевший отношение к авиации, был сделан в 1890 году на VIII съезде русских естествоиспытателей и врачей и назывался "К теории летания". Через год Жуковский опубликовал работу "О парении птиц", где впервые были изложены основы динамики полета самолёта и рассматривались принципы расчета траекторий полета птиц и воздушных судов. В будущем эта работа стала теоретической основой для выполнения фигур высшего пилотажа.
В 1902 году при своём кабинете прикладной механики в Московском университете Жуковский открыл одну из первых в мире аэродинамических труб закрытого типа, а в 1904 году в подмосковном Кучино основал аэродинамический институт. Здесь проводились испытания на уникальном оборудовании, которые в конечном итоге помогли Николаю Жуковскому создать общую теорию аэродинамики, использовавшуюся при проектировании самолётов.
Работы Жуковского стали фундаментом для развития не только российской, но и мировой авиации. Кроме того, написанные им учебники по механике стали классическими для технических факультетов университетов и технических вузов.