Диван в форме губ, графика и сюрреалистические скульптуры: коллекционер из Санкт-Петербурга провел экскурсию по выставке Сальвадора Дали в Саратове

В художественном музее имени Радищева открылась выставка работ Сальвадора Дали «Сюрреализм — это Я». Экспозиция включает 140 экспонатов, среди которых фотографии художника, сюрреалистические скульптуры из стекла и графические серии.

Проект уже побывал в разных городах страны и прибыл в Саратов из Санкт-Петербурга. Организатор — галерея современного искусства PS Gallery в настоящее время представляет самую большую в России коллекцию работ Дали.

DSC08752

Привезенную выставку представил владелец PS Gallery Павел Башмаков: «Мне приятно показывать свою коллекцию. Если коллекция находится в четырех стенах, то она умирает. Она должна показываться, она должна жить, должна изменяться».

DSC08762
Павел Башмаков

Затем Башмаков провел для собравшихся экскурсию по выставке, заметив, что здание Радищевского музея как-будто создано для нее:

«Сюрреализм — это Я» одна из великих фраз испанца. Он ее произнес в Америке в тот момент, когда репортеры спросили: «А знаете ли вы, что во Франции вас исключили из рядов сюрреализма. На что Дали им сказал: «Меня невозможно исключить из сюрреализма, потому что сюрреализм это я». Изначально сюрреализм зарождался как социально-политическое течение, ставившее перед собой задачи создания новых прав человека, сюрреалистической революции. Это не было художественным течением. Лишь со временем оно стало художественным объединением художников, поэтов, скульпторов. Прежде всего, они ставили задачу отказа от прежних условий создания произведения искусства.

DSC08777

В первом зале большая серия работ, которая очень редко выставляется — «Посвящение Леонардо да Винчи». Дали заполнил образами те изобретения, которые им создавались.

DSC08800

Другая серия «Озорные сны Пантагрюэля». Дали очень много брал для своих произведений из работ мастеров прошлого. Здесь за основу взяты офорты средневекового гравера Ришара Бретона, который создал 80 листов с изображениями фигур, символизирующих человеческие пороки, ужасы инквизиции, грехи государства. Дали создал два вида серий — цветную и черно-белую. Он заявил, что создал ребус. Дали сказал, что в эти 25 листов вложил загадку и только на одном — разгадка. Скорее всего, это была очередная мистификация, потому что до сих пор никто ни загадку, ни разгадку не увидел. Но увидели интересные подробности, например профиль Дон Кихота.

DSC08799

На противоположной стене серия работ «Капричос Гойи Сальвадора Дали», тесно связана с предыдущей. Гойя — великий испанский художник. Он изобличает в 1799 году пороки современной ему Испании — короля, королевы, инфанты, духовенства, мещан и всех остальных. У Гойи в связи с этой серией были проблемы — тираж этой серии был уничтожен, а сам Гойя заключен в тюрьму. Его спасло лишь то, что он на тот момент был придворным живописцем. Король вызвал его к себе и спросил: «Что же ты делаешь, ты нас с инфантой, с королевой выставляешь посмешищем». Гойя ответил, что они его неправильно поняли: «У меня душа болит за Испанию. Я просто хочу, чтобы жизнь в стране изменилась». Король для того, чтобы не было разночтений, попросил Гойю подписать каждую работу и написать к ним текст. Дали уже на склоне своих лет взял 80 работ Гойи, раскрасил и добавил некоторые элементы, которые полностью видоизменяют картины. Происходит противопоставление. В 79 работах названия изменены, иногда «Да» на «Нет». Осталось лишь одно название, всем известное — «Сон разума порождает чудовищ». Для Гойи это была первая серия графики. И так уж получилось, что для Дали — эта серия стала последней в его жизни. После этого происходит пожар, он обгорает и ничего больше не создает.

DSC08789

В середине 50-х годов, когда Дали готовился к работе над серией «Дон Кихот Ламанчский», его очень торопил издатель. Дали, вспылив, сказал, что он создаст гениальные произведения искусства, не прикасаясь к ним руками. Он взял литографские доски и установил их вдоль Сены. Затем взял средневековое ружье и пули, начиненные краской. Сел на корабль и, проплывая, стрелял по доскам. Получались черные кляксы. После он увез доски на побережье, где взял ракушки. Положил в них мякиш хлеба, смоченный красной тушью. И начал разбивать эти раковины о доски — получились красные кляксы. Затем издатель увез доски в Париж, а Дали сказал, что закончит эту работу на площади. Там он велел поставить столы и 80 обнаженных девушек. Издатель все выполнил, и Дали явился с двумя рогами носорога. Их он набил мякишем хлеба, смоченным в черной туши. Там он начал чертить ими по доскам. Образы он вписал уже потом. Его спросили — ведь образы вы вписали рукой. На что Дали ответил: «Моей рукой двигал Бог, я тут не при чем».  

DSC08781

Другой зал полностью посвящен библейской теме. «Песнь Песней царя Соломона». Техника необычна — Дали вручную проводил специальным гелем. Он прочувствовал каждое слово текста. Серия получилась очень нежной.

Главные его серии — «Библия» и «Божественная комедия». «Библию» в 1963 году заказал делать Папа Римский. Дали на тот момент уже считался скандальной личностью. Он настоял на том, чтобы Ватикан ни разу не вмешался в процесс работы. Дали создал 105 листов. И Ватикан сдержал слово. Не было предпросмотра, не было сказано, что надо что-то переделать. Первый экземпляр находится до сих пор в Ватикане. Графика не делается в одном экземпляре. Мы видим родные листы. При работе с «Библией» Дали не мог подобрать правильный красный цвет. Ему хотелось, чтобы красная краска была максимально похожа на кровь. Он перепробовал много вариантов, а потом вспомнил, что в Риме самой драгоценной тканью была пурпурная парча, в которой ходили императоры. Этот цвет получался выжимкой из слизняков, которые жили на побережье Италии. Дали нашел их и использовал, чтобы изобразить эту кровь.

DSC08805

Считается, что в «Божественной комедии» Дали достиг идеала графики. Стоит заметить разницу во времени, потраченном художником на создание живописных работ и графических. В течение полугода Дали создал прообразы листов, после чего 9,5 лет резались доски, а потом еще 4,5 года делались оттиски. Почти 15 лет Дали потратил. Работу нужно разложить на максимальное количество оттенков. На одну работу требуется примерно 100 досок. Это сверхчеловеческая работа, но Дали был очень работоспособен.

DSC08778

«Треуголка» для Дали произведение очень важное. Он к нему обращался много раз — поставил спектакль, оперу и затем появились 20 работ. На них показана романтичная история. Губернатор, который не пользуется популярностью у народа, приезжает в провинцию и видит прекрасную жену мельника. Мечтая ее заполучить, он отправляет мельника в тюрьму. Но жена мельника оказалась хитрой и похитила у губернатора одежду, оставив лишь треуголку. Народ видит его в таком виде. В итоге губернатор отправляется в изгнание, мельника освобождают, влюбленные вместе. Почти на всех работах этой серии есть ослы. Вид у них очень плохой — торчат ребра, животные жуткие, некормленые, вокруг мухи. Дали считал, что в таком состоянии в тот момент находилась Испания. И здесь аполитичный Дали выступил, как патриот».

Большим сюрпризом для посетителей стал красный диван в форме губ и организованная вокруг него фотозона.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Оперативные новости и комментарии редакции